Придомовым признается пространство, закрепленное за отдельным зданием (МКД) либо нескольким домами. Его границы устанавливаются на основании сведений кадастрового учета.
Во дворе могут располагаться различные подстанции, гаражи, места для автотранспортных средств, скверы, мусоросборники и прочие объекты. Дворовая площадь предназначена для общественного пользования, поэтому за ее чистотой следят не отдельные граждане, а привлеченные со стороны организации.
Придомовая территория обслуживается совместно с многоквартирным домом, так как является его неотделимой частью.
Нормативная база
Существует несколько государственных актов, регламентирующих условия эксплуатации и правила уборки придомового пространства:
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.
В зависимости от региона перечень может быть расширен дополнительными документами.
Кому принадлежит придомовая территория МКД?
Земля, располагающаяся вокруг МКД – это часть единого имущественного фонда, поэтому она принадлежит:
- участникам кондоминиума/ТСЖ (при наличии);
- управляющей организации (ЖКХ);
- всем гражданам, владеющим жильем в данном МКД.
Ни один из владельцев не может подарить, продать, сдать внаем свою долю придомовой земли, так как она относится к общедолевому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491)
Как определить придомовую территорию для уборки?
Границы, прилегающей к сооружению земли, определяются еще на первоначальных этапах строительства, поэтому площадь участка вокруг МКД для уборки, можно узнать:
- из кадастровой документации;
- из сведений Государственного Реестра.
Если жилое строение не прошло кадастровую регистрацию, то следует обратиться в местные муниципальные органы для установления размеров придомовой территории многоквартирного дома для уборки.
Согласно Постановлению Правительства № 491 «О правилах содержания, управления, уборки общего имущества в МКД» в придомовое пространство входят следующие объекты:
- элементы озеленения (клумбы, кустарники и другие насаждения);
- различные предметы благоустройства (лавочки, беседки и пр.);
- игровые/спортивные комплексы;
- оборудование для сушки белья;
- места/помещения для автомобилей;
- площадки для выгула животных;
- обслуживающие подстанции;
- пожарные проезды;
- тротуары, пешеходные дороги, аллеи;
- уличное освещение и другие элементы;
- площадки, предназначенные для мусоросборников.
Что такое необязательные дополнительные услуги в договоре уборки?
Стандартный перечень работ по уборке дворовой территории МКД может быть дополнен необязательными услугами (только с одобрения владельцев жилья):
- озеленение/высадка новых кустарников и других насаждений;
- благоустройство участка;
- декорирование/улучшение ландшафтного дизайна;
- возведение архитектурных построек и пр.
Кто оплачивает уборочные работы придомовой территории МКД?
Согласно действующим правовым нормам каждый владелец жилого помещения (потребитель) обязан нести часть расходов на содержание многоквартирного дома, включая уборку дворового участка (ст. 158 ЖК).
Тарифы за обслуживание/уборку прилегающей к МКД земли, рассчитываются с учетом общей жилой площади, занимаемой гражданином (собственником).
Все начисления отражаются в отдельной графе платежных квитанций, предоставляемых коммунальными службами.
Если жильцов не устраивает качество предоставляемых услуг, то следует направить претензию (заявление) в обслуживающую организацию, которой необходимо будет улучшить качество оказываемых работ, либо понизить тарифы.
Нормы уборки придомовой территории
Жилищно-коммунальные объединения при оказании услуг по обслуживанию дворовой территории МКД, придерживаются установленных общих нормативов (МДК 2-04.2004). Перечень выполняемых ими работ может меняться с учетом текущего времени года (лето/зима/весна).
В летний период УК/ТСЖ обязаны соблюдать следующие правила уборки придомовой территории многоквартирного дома:
- ежедневное подметание, полив (при температуре выше 30 °C) дворовой территории (тротуаров, дорожек, подъездных путей);
- сбор различного мусора (пакетов, бутылок, окурков и пр.) с детских/спортивных и других площадок;
- подстригание/полив клумб, кустарников, деревьев, газона;
- завоз песка на игровые площадки для детей (песочницы);
- покраску ограждающих конструкций, лавочек, качелей, турников и других сооружений;
- побелку деревьев, бордюров (при необходимости);
- регулярную чистку мусоросборников от отходов, а также подметание площадок под ними.
В зимнее время в обязанности управляющих организаций входит:
- очищение дорожек, тротуаров, подъездных путей от наледи, снежного покрова (вручную или с применением спецтехники);
- рыхление снега в местах высадки зеленых насаждений, а также на газонах;
- посыпание тротуарных/пешеходных дорожек, входных объектов (площадок возле подъездов, включая лестницы) смесью речного песка и соли;
- сбивание сосулек с крыш, наледи с водосточных труб и канализационных люков;
- очистка урн/мусоросборников;
- сбор мусора с развлекательных комплексов;
- очищение входа в подвальное помещение от снега.
При сильных снегопадах очищение придомовой площади от снежного покрова проводится два раза в сутки.
Весной коммунальные службы, помимо основных работ, обязаны проводить:
- очищение/промывку стоков и канав;
- периодический сгон талых вод к колодцам/люкам;
- общую очистку придомовой площади от грязи, мусора, оставшегося снега.
Кроме того, существуют общеустановленные правила, касающиеся уборочных операций, которые должны обеспечивать коммунальные службы:
- обустройство мест, используемых уборочной спецтехникой (расширение границ, ремонт дорожного покрытия и пр.);
- обеспечение свободного доступа к смотровым люкам, инженерным и водопроводным коммуникациям, теплосетям;
- выделение участков для хранения/складирования инструментов, оборудования и других материалов, требуемых для обслуживания дворового участка;
- обеспечение оптимальной ширины тротуаров и подъездных дорог;
- установка ограждающих конструкций высотой не более 60 см.
Также действуют определенные ограничения, касающиеся благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, согласно которым запрещено:
- увеличивать количество парковочных мест путем уменьшения участков озеленения;
- размещение мусоросборочных контейнеров на газонах, подъездных дорогах;
- установка торговых ларьков, павильонов, киосков.
Кто обязан выполнять уборку на придомовой площади?
Обслуживание/уборку придомовой территории многоквартирного дома могут обеспечивать:
- управляющие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение;
- специальные фирмы, привлеченные со стороны, которые работают на основании контракта, заключенного с собственниками (жильцами МКД) либо с ТСЖ.
Способ организации мероприятий по уходу за дворовым участком выбирается непосредственно жильцами МКД путем проведения общего собрания.
Исполнительная организация несет обязательства по обеспечению качества обслуживания, однако привлечь ее к ответственности за ненадлежащее их исполнение можно только на основании заключенного соглашения. Поэтому жильцы должны оформить соответствующий документ типовой формы, в котором будут указаны:
- реквизиты заказчика и ЖКХ/ТСЖ (наименование/адрес);
- предмет договора с перечислением всех видов уборочных/обслуживающих работ;
- права, обязанности участников хозяйственно-правовой сделки;
- ответственность сторон;
- тарифы на уборку/способы оплаты;
- основания для расторжения соглашения;
- подпись/должность ответственных лиц.
Если земля, прилегающая к МКД, не зарегистрирована в качестве объекта общей долевой собственности, то ответственность за ее благоустройство и уборку несет местный муниципалитет.
В новостройках придомовое пространство принадлежит компании-застройщику, однако жители могут приватизировать данную территорию.
При этом ответственность за содержание/уборку дворовой площади ляжет на всех собственников приватизированного объекта.
Санитарная уборка и сбор мусора
В целях обеспечения необходимых санитарных условий на участке, располагаемом вокруг МКД, УК/ТСЖ должны:
- устанавливать на отдельных, заасфальтированных/бетонированных площадках прочные мусоросборники объемом не менее 100 литров, которые должны быть окрашены стойким красителем;
- ограждать площадки вокруг мусоросборников;
- обеспечивать освещенность данного участка;
- осуществлять ежедневный сбор мусора/отходов из всех мусорных контейнеров;
- обеспечивать условия для подъезда/разворота спецтехники (мусороуборочных машин).
Периодичность
Согласно нормативным правилам уборки придомовой территории многоквартирного дома, основные уборочные мероприятия должны проводиться один раз в смену/в 24 часа. В зимний период во время сильных снегопадов операции по очищению свежевыпавших осадков могут осуществлять два раза в смену/в сутки. Посыпание дворовой территории песком/солью производится по необходимости либо раз в сутки. Тротуары в зависимости от класса могут убираться – 1 раз в 2 дня либо 1-2 раза в сутки.
Контроль
Наблюдение за качеством выполняемых уборочных работ могут обеспечивать:
- потребители (жильцы МКД);
- органы местного самоуправления;
- Роспотребнадзор.
Что делать, если придомовую территорию МКД не убирают?
Если уборочные/обслуживающие работы выполняются недобросовестно, в недостаточном объеме либо вовсе отсутствуют, то жильцы вправе обратиться с жалобой:
- к руководству кондоминиума/ТСЖ;
- к председателю жилищно-коммунального хозяйства;
- в Жилищную Инспекцию;
- в местную администрацию;
- в судебные инстанции;
- в Прокуратуру района.
Факты нарушения правил уборки придомовой территории следует зафиксировать в специальном акте, который должен содержать:
- название документа;
- суть претензии (подробное изложение всех видов невыполненных работ);
- реквизиты/название управляющей фирмы;
- ФИО/подпись лиц, предъявляющих претензию;
- адрес МКД, номера квартир.
Также необходимо составить письменное заявление с требованием произвести перерасчет согласно невыполненным обязательствам.
Жильцы МКД вправе расторгнуть соглашение с виновной стороной и выбрать другое учреждение, которое будет обслуживать/убирать прилегающую к МКД площадь. При выборе следует обращать внимание на репутацию, надежность, опыт стороннего исполнителя.
Прочие нюансы и нововведения
Для того чтобы наслаждаться чистотой и ухоженностью придомового участка, живущие в МКД граждане, должны принимать участие во всех вопросах, касающихся его обслуживания/благоустройства. Контролирование действий/работ клининговых компаний/УК/ТСЖ позволит поддерживать придомовое пространство в презентабельном виде.
В настоящее время в РФ действует федеральная программа «Наш двор», целью которой является создание комфортной городской среды. Граждане, решившие стать участниками данной программы, могут за счет федеральных субсидий, произвести благоустройство придомового участка.
Проект состоит из двух частей:
- обязательной – благоустройство полностью производится за счет муниципальных средств;
- дополнительной – обустройство осуществляется при участии жильцов, которые финансируют 3% от сметы.
В регионах муниципалитеты будут вводить новые стандарты, касающиеся благоустройства/содержания придомовой территории, внедрения новых, более эффективных систем уборки, озеленения, освещения и пр.
Жильцы, которые произвели благоустройство придомового пространства, становятся собственниками данного участка, поэтому ответственность за обслуживание/уход/уборку ляжет на их плечи. Земельные участки, не участвующие в федеральной программе, могут отойти в собственность муниципалитета.
Для участия в госпрограмме необходимо согласие большинства жильцов, которые должны в ходе общего собрания принять решение и утвердить план благоустройства.
После этого, следует подать заявление вместе с протоколом общего собрания в местный уполномоченный орган.
В случае одобрения заявки жильцам будет оказано содействие в мероприятиях по благоустройству придомового пространства.
Кто и как должен убирать придомовую территорию
Неухоженная придомовая территория создает проблемы жильцам: зимой сложно ходить по тротуарам из-за снежного покрова, летом неприятно смотреть на заросший газон и разбросанный мусор. Разбираемся, кто должен убирать возле дома, что входит в минимальный набор услуг и что делать, если дворника во дворе не видели уже пару месяцев.
Что считается придомовой территорией
Придомовая территория — участок земли рядом с многоквартирным домом, который принадлежит жильцам. Она считается общим имуществом: все жители дома имеют право находиться во дворе, сидеть на лавочках, выбрасывать мусор в контейнеры.
Границы придомовой территории зафиксированы в Государственном кадастре недвижимого имущества. Бывает и так, что данных в кадастре нет — значит, участок не выделен. Жильцам придется созвать собрание собственников, провести межевание и поставить участок на учет.
Кто должен убирать придомовую территорию
Согласно п. 16 ч. II Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 уборкой придомовой территории заведует организация, которая управляет общим имуществом дома
Если жильцы сами управляют домом, они выбирают подрядчика и заключают договор (ст. 164 ЖК РФ).
Все вопросы, связанные с уборкой придомовой территории, решают собственники квартир на общем собрании. Они решают, какие услуги им нужны, как часто, сколько они готовы платить.
Уборку придомовой территории оплачивают собственники помещений. Суммы в платежках зависят от набора услуг, расценок компании и площади квартиры: владелец однокомнатной квартиры платит меньше, чем его сосед в трехкомнатной (ст. 158 ЖК РФ).
Что входит в уборку придомовой территории
Обязательный минимум услуг записан в ч. III Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Перечень для зимы и лета отличается.
В холодакоммунальщики обязаны
очищать крышки люков и пожарные гидранты от снега и льда
очищать дорожки, площадки и парковки во дворе от снега
подметать территорию, на которой нет снега
очищать придомовую территорию от наледи: посыпать дорожки песком с солью, сбивать сосульки.
В теплое время года— весной, летом, ранней осенью — обязанности другие
подметать придомовую территорию
косить траву на газонах, убирать с них мусор
прочищать ливневую канализацию
Круглый годкоммунальщики должны
содержать в порядке крыльцо и площадку перед подъездом
выносить мусор из урн, промывать их
убирать площадки, на которых стоят мусорные контейнеры
Требования к каждому виду работ зафиксированы в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170. Там есть всё: когда подметать и мыть тротуары, как часто чистить дорожки от снега, какими должны быть мусорные контейнеры. Если вам не нравится, как убирают участок возле вашего дома, просмотрите этот документ — вдруг найдете несоответствия.
В зависимости от региона требования могут отличаться. Чтобы предоставить железные аргументы в споре с коммунальщиками, обратите внимание на местные постановления о содержании придомовой территории.
Жильцы могут договориться с управляющей компанией или подрядчиком о дополнительных услугах: ландшафтном дизайне, возведении небольших построек, обустройстве мест для отдыха.
Перечень услуг и частоту уборки фиксируют в договоре с управляющей организацией. Это важно: если жильцам покажется, что коммунальщики не справляются с обязанностями, у них будет весомый аргумент.
Что делать, если придомовую территорию не убирают
Иногда бывает, что управляющая компания или подрядчик не справляются со своими обязанностями: убирают редко и некачественно или вовсе не следят за придомовой территорией. Жильцы могут решить эту проблему двумя способами.
Пожаловаться
Сначала пишут жалобу в управляющую компанию или ТСЖ на имя руководителя. Из организации должны ответить в течение 5 рабочих дней или быстрее, если это зафиксировано в договоре (ч. IV Постановления Правительства РФ от 13.08.
2006 N 491). Если на жалобу не ответили или ничего не изменилось, жильцы обращаются в жилищную инспекцию и Роспотребнадзор. Эти инстанции проверяют, насколько хорошо управляющая организация справляется с обязанностями.
Находят нарушения — штрафуют.
Если бездействие управляющей организации угрожает здоровью людей или жилинспекция и Роспотребнадзор отказались рассмотреть заявление, жильцы дома обращаются в прокуратуру.
Сменить подрядчика
Бывает, что обращения в госорганы не помогают, или жильцам не хочется ходить по инстанциям. В этих случаях меняют управляющую организацию или подрядчика. На общем собрании собственников решают, стоит ли расторгнуть договор и с кем заключить новый.
Сейчас читают
Как парковаться во дворе жилого дома
Как установить шлагбаум во дворе
Мусоропровод и контейнерная площадка: что лучше и почему
Уборка снега у подъезда управляющими компаниями
И так как тема эта, как не странно, очень сложная и одновременно очень простая.
Деятельность управляющей организации, обслуживающей дом, если мы говорим об уборке и содержании придомовой территории, регламентируется с одной стороны федеральным законодательством, а с другой стороны, то как управляющая организация должна содержать придомовую территорию, регламентируется также и местными нормативными актами, – так называемыми Правилами благоустройства.
Поговорим подробно и о том и о другом
Почему управляющие компании и/или ТСЖ в принципе обязаны убирать придомовую территорию? Согласно требованиям части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан». И при этом, согласно требованиям части 3 статьи 39 ЖК РФ содержание общего имущества в многоквартирном доме должно производится в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многогоквартирном доме, установленные Правительством РФ.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 № 491 (далее для краткости будем называть эти правила – Правила № 491).
И там, в пункте 10-м этих правил написано, что общее имущество многоквартирного дома, к которому относится и принадлежащий дому земельный участок, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
А в пункте 11 Правил № 491 написано, что в содержание общего имущества входит «уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества».
Что именно должны убирать?
Минимальный перечень услуг и работ, выполняемых управляющей организацией, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290, уточняет, что же все-таки входит в перечень услуг и работ по содержанию придомового земельного участка.
Согласно пункту 24 данного минимального перечня, управляющие организации в холодное время года обязаны:
- очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см и сдвигать свежевыпавший снег, очищать придомовую территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
- очищать придомовую территории от снега наносного происхождения (или подметать такую территорию, свободную от снежного покрова), очищать придомовую территорию от наледи и льда;
- убирать крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Должны ли УК/ТСЖ убирать снег и лед с крыльца подъезда, отмостки и тротуаров и как часто?
Должны, причем это требование закреплено не только в минимальном перечне (см. последний абзац ответа на предыдущий вопрос), но и значительно раскрыто в Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г, № 170 (в дальнейшем будем называть их – Правила № 170).
Согласно данным Правилам:
- во время снегопада при температуре воздуха ниже -2°С снег с тротуаров должен сдвигаться или подметаться не реже чем каждые 3 часа, а для тротуаров с большой проходимостью это время может быть снижено до 2 или 1 часа (таблица 3.2 Правил № 170), а для городов Северной климатической зоны эта периодичность должна быть сильно сокращена, вплоть до непрерывной чистки снега во время снегопада (п. 3.6.30. правил № 170);
- если же температура воздуха выше -2°С то периодичность уборки тротуаров сокращается в два раза (таблица 3.2 Правил № 170);
Обязанности дворника по уборке придомовой территории: должностная инструкция
Не существует законодательства, в котором было бы прописано, каким должен быть дворник. Как и в любой другой профессии, здесь нет рецепта идеального работника.
Исходя из самих обязанностей, от дворника обычно требуется:
- аккуратность;
- исполнительность;
- ответственность;
- отсутствие вредных привычек;
- активность.
Существуют так же такие требования, как умение владеть тем или иным инструментом, например, газонокосилкой или снегоуборочной машиной. Но эти моменты обсуждаются индивидуально в каждом доме.
Обязанности
Среди обязанностей дворника есть ряд основных:
- Поддерживать чистоту вверенной территории.
- Осуществлять сезонные работы: летом – полоть сорняки, осенью – собирать листья, весной и зимой – счищать снег, бороться с наледью.
- Проводить осмотр территории на предмет опасностей: ям, открытых люков, утечек воды и газа. Устранять эти опасности он не должен, должен лишь о них сообщить.
- Заниматься подготовкой инвентаря к работе, обучением новых сотрудников.
- Следить за клумбами, мусорными баками, спортивной и детской площадкой – если на них возникают проблемы, то дворник должен сообщить об этом в ТСЖ, чтобы там приняли меры.
- Соблюдать график работ, выходить на работу во время, выполнять условия договора.
Помимо этого, дворников иногда просят красить лавочки и бордюры, ремонтировать небольшие поломки на площадке, заниматься уходом за цветами.
Куда жаловаться на плохое освещение улиц в Подмосковье
Каков норматив уборки территории для дворника по закону?
Это очень сложная проблема, которая часто оказывается под знаком вопроса. Так, существует специальная таблица для работников ЖКХ, составленная в 1999 году.
В ней чётко прописаны эти нормы, которые определяются в первую очередь временным фактором. То есть существует определённое время, которое дворник максимально может потратить на приведение в порядок 1 кв. м.
Также большое значение в этом документе уделяется типу территории.
Так, на подметание территории, закреплённой за дворником, должно уходить:
- 0,08 мин. — с усовершенствованным покрытием;
- 0,11 мин. — с неусовершенствованным покрытием;
- 0,13 мин. — без покрытий.
Эти цифры справедливы для первого класса территории. Соответственно, для второго и третьего «работают» совершенно другие показатели.
Как подрабатывать уборщиком в офисе: Утренняя уборка офисов. Где найти работу: Вывоз твердых бытовых отходов:
Права
Помимо обязанностей, у дворника есть и свои права, которые оговариваются в договоре:
- своевременное получение заработной платы;
- получение надбавки за сверхурочную работу или услуги, которые не входят в обязанности по договору;
- у работника есть право на обеденный перерыв, отпуск, больничные;
- дворник работает столько часов, сколько необходимо. Он имеет право распределять свое рабочее время так, как ему удобно, при условии, что он выполняет все обязанности.
Нормы законодательства
Законодательством для нормирования труда дворников разработаны и утверждены нормы времени на выполнение каждого вида работ.
В основном при подготовке объема должностных обязанностей дворника опираются на:
- приказ Госстроя РФ от 09 декабря 1999 г. № 139 «,Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда»,,
- постановление Минтруда РФ от 24.06.96 N 38 «,Об утверждении норм обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений»,,
Содержание придомовых территорий многоквартирных домов в зимний период года — Новости — Пресс-центр — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт
1 декабря 2016
Содержание придомовых территорий многоквартирных домов в зимний период года
Порядок проведения работ по содержанию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в зимний период года установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).
Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) устанавливается в зависимости класса тротуаров, которые, в свою очередь, устанавливаются в зависимости от интенсивности пешеходного потока.
Разделом 3.
6 Правил № 170 в части содержания придомовой территории в зимний период регламентируется объем работ по уборке снега, заключающийся в сдвижке и подметании снега с тротуаров и проездов с его последующим складированием в кучи и валы на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранности зеленых насаждений. Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах формироваться в валы.
Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения. При возникновении скользкости должна производиться обработка дорожных покрытий противогололедными реагентами.
В части уборки снега с козырьков на балконах жилого дома разъясняем следующее.
Согласно п. 4.2.4.9 Правил № 170 не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.
Установка козырьков балконов признается самовольной в случае их отсутствия в проекте жилого дома.
В соответствии с действующим законодательством у управляющей организации отсутствует обязанность по уборке от снега самовольно установленных козырьков балконов и не относящихся к общему имуществу собственников помещений жилого дома. Данная обязанность, равно как и ответственность за ненадлежащее содержание козырька, возлагается на собственника (нанимателя) жилого помещения, установившего этот козырек.
В соответствии с п. 4.2.4.
1 Правил № 170, работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.
В части вывоза с придомовой территории снега, сформированного в валы и кучи в ходе уборки придомовой территории, крыши, внутридворового проезда, разъясняем следующее: п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.
2006 № 491, устанавливается, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Работы по вывозу складированного снега после уборки придомовой территории не регламентируются действующим законодательством (Правилами № 170) и относятся к дополнительному виду работ, которые могут быть выполнены управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников жилого дома (ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), в котором должен быть указан перечень дополнительных работ по обслуживанию общего имущества жилого дома, исполнитель данного вида работ и источник финансирования.
- Ответственность за содержание придомовой территории в границах земельного участка, принадлежащего собственникам многоквартирных домов возложена на лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.
- В соответствии со своими полномочиями Департамент осуществляет полномочия исключительно по организации и контролю (надзору) за содержанием и ремонтом общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, входящих в состав общего имущества.
- С целью ознакомления с границами земельного участка, отнесенному к многоквартирному дому и включенному в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, граждане вправе обратиться в управляющую организацию для предоставления соответствующей информации, после чего направить требование об уборке либо в управляющую организацию, либо в орган местного самоуправления в случае необходимости уборки земель общего пользования.
При этом обращаем внимание граждан на то, что в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Установить факт нарушения прав, свобод или законных интересов собственников жилого дома возможно только в том случае, когда управляющая организация не исполняет свои обязанности надлежащим образом, в том числе не исполняет законные требования собственников жилого дома, изложенные управляющей организацией в письменном виде либо устно по телефонной связи с регистрацией в журнале заявок. В Вашем обращении отсутствуют какие-либо данные о направлении в управляющую организацию требований, в связи с чем установить факт в течение какого-либо отрезка времени не представляется возможным.
Направление жалоб в органы государственного надзора (муниципального контроля) на ненадлежащее содержание общего имущества жилого дома без предварительного уведомления (заявки) управляющей организации о необходимости выполнения какого-либо вида работ по содержанию общего имущества жилого дома может исключить состав административного правонарушения, так как невозможно установить факт бездействия управляющей организации и связанного с этим нарушения прав, свобод или законных интересов потребителей услуг.
Ответственность за содержание земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, а также земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований, право государственной собственности на которые не разграничено (улицы и их дублеры, платные парковочные места в центре города, остановки общественного транспорта, проходы и проезды к общественным местам, объектам инфраструктуры, пешеходные дорожки в парках и скверах) возложена на органы местного самоуправления (Администрации муниципальных образований).Дополнительно обращаем внимание граждан на тот факт, что в случае направления обращений с жалобами на ненадлежащее проведение работ по уборке в государственные органы не в соответствии с их полномочиями, срок рассмотрения обращений увеличивается на период, необходимый на осуществление перенаправления обращений по компетенции, равно как и срок рассмотрения обращения начинает исчисляться заново с момента поступления обращения в государственный орган.
Назад к списку
Может ли управляющая организация по решению общего собрания начислять плату за вывоз снега по факту
В осенне-зимний период к услугам УО добавляются вывоз и утилизация снега с придомовой территории многоквартирного дома. Читайте о том, разрешил ли ВС РФ управляющей организации взимать плату с собственников за такую услугу по факту на основании выставленных подрядчиком счетов, если решение утверждено на ОСС.
Собственники на ОСС утверждают размер платы за содержание и ремонт общего имущества
В одном из многоквартирных домов Ханты-Мансийска собственники помещений на общем собрании установили размер платы за содержание жилого помещения. Также они утвердили, что вывоз и утилизацию снега они будут оплачивать по факту за месяц на основании счетов, выставленных подрядной организацией, пропорционально площади занимаемого помещения.
Спустя несколько лет один из жителей дома обратился с жалобой в орган ГЖН, посчитав, что такие начисления за вывоз снега неправомерны. Ведомство провело внеплановую проверку и выдало управляющей домом организации предписание – сделать перерасчёт и вернуть потребителям выплаченные за 2018–2019 годы средства за вывоз снега.
ГЖИ посчитала, что плата за эту услугу сформирована с нарушением требований ч. 7 ст. 156 ЖК РФ без утверждения предложенной стоимости работ общим собранием собственников помещений. Управляющая организация подала иск в суд, считая, что требования надзорного ведомства незаконны (дело № А75-11192/2019).
Утверждаем размер платы за жилое помещение и дополнительные услуги
Размер платы за услуги УО должен быть конкретным и обоснованным
Суд первой инстанции встал на сторону органа Госжилнадзора, сославшись, как и ведомство, на ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме с УО определяется на общем собрании собственников помещений с учётом предложений такой организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Собрание проводится в порядке, установленном ст. ст. 45–48 ЖК РФ.
Согласно п. 31 ПП РФ № 491, управляющая организация обязана представить собственникам предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения ОСС.
В предложении УО должны содержаться расчёт (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а также детализация размера платы с расчётом годовой стоимости каждого вида работ и услуг, периодичности их выполнения.
Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Из содержания ч. 4 ст. 158 ЖК РФ следует, что, если собственники на ОСС не приняли решение о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, его утверждает орган местного самоуправления.
Судья, отказывая УО в её требованиях, отметил, что:
- услуги по вывозу и утилизации снега являются услугами по содержанию общего имущества жилого дома;
- размер данных услуг должен быть выражен в конкретной величине и утверждён собственниками;
- данная величина должна устанавливаться не исходя из занимаемой площади, а соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество в силу ст. 39 ЖК РФ.
Поскольку в спорном МКД плата за вывоз снега определена лишь как оплата «по факту» на основании «выставленных счетов подрядной организации», суд посчитал такой подход противоречащим законодательству, а требования органа ГЖН – правомерными.
Суд апелляционной инстанции утвердил правоту коллег, указав на то, что из содержания протокола ОСС не представляется возможным установить конкретный размер платы за оказание услуг по вывозу снега.
Обозначенная в протоколе собрания формулировка обязывает собственников помещений в МКД платить за услуги по вывозу снега в неограниченном размере. Это нарушает права и законные интересы жителей дома.
Размер платы за содержание жилого помещения: отвечаем на вопросы УО
Вс рф утвердил право уо по решению осс начислять плату за вывоз снега отдельно по факту оказанных услуг
Управляющая организация обратилась в кассационный суд, который встал на сторону компании.
Судья указал, что в соответствии с протоколом ОСС собственники приняли решение о размере платы за содержание жилого помещения, а также платы за работы по вывозу снега с придомовой территории в зимний период.
Цена за это, как решили собственники, определяется по факту вывоза снега за месяц на основании счетов подрядной организации.
Отсутствие в решении ОСС конкретной стоимости работ по вывозу снега само по себе не является основанием для освобождения собственников помещений в МКД от возмещения таких расходов и не свидетельствует о невозможности взимания с них платы.
УО представила в суд документы, подтверждающие объём и стоимость оказанных услуг. Расходы распределялись между собственниками соразмерно их доле в праве общей собственности на общее имущество МКД. Доказательств того, что размер начисленной платы за вывоз снега в спорный период превысил размер установленного ОМС тарифа за данную услугу, нет.
Суды своими решениями полностью освободили собственников от оплаты фактически оказанных услуг, что противоречит требованиям ст. ст. 30, 39, 58 ЖК РФ.
Кассационный суд указал, что предписание органа ГЖН в оспариваемой части не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы УО в сфере предпринимательской деятельности.
Решения предыдущих инстанций были отменены, а иск управляющей организации полностью удовлетворён.
Орган Госжилнадзора обратился с жалобой в Верховный суд РФ, который отказался её рассматривать, подтвердив выводы кассационной инстанции.
Отсутствие в решении, принятом ОСС, конкретной стоимости работ по вывозу снега само по себе не является основанием для освобождения собственников от возмещения расходов по содержанию придомовой территории и не свидетельствует о невозможности взимания с них указанной платы по правилам ч. 4 ст. 158 ЖК РФ.
Может ли ОСС утвердить размер платы за жильё без учёта мнения УО
На заметку
В судебной практике есть примеры, когда суды вставали на сторону органа ГЖН, считая незаконным взимание дополнительной платы за вывоз снега (дела № № А70-7114/2019, А70-12255/2019, А60-38940/2019). Но эти споры не разбирались в ВС РФ.
Описанное выше дело № А75-11192/2019 дошло до Верховного суда РФ в июне 2020 года: позиция суда о том, что управляющая организация по решению ОСС была вправе начислять плату за вывоз снега отдельно по факту выполненных подрядчиком работ, достаточно новая. Как она скажется на практике нижестоящих судов в дальнейшем, покажет время.
Важным обстоятельством дела являлось то, что плата за вывоз снега не была включена собственниками в размер платы за содержание жилого помещения, а согласована ими отдельно. В случае, если надзорные органы запретят УО таким образом начислять плату за услугу, то собственники будут освобождены от этой части трат на содержание общего имущества, что противоречит законодательству.
Меня зовут Виктор, и я специалист в области административного права. Я обладаю богатым опытом работы в государственных структурах, где занимался регулированием сложных юридических вопросов и обеспечением соблюдения законодательства. Я также активно занимаюсь научной деятельностью, публикую статьи и участвую в юридических конференциях. В блоге «Администрация» я буду делиться своими знаниями и опытом, предлагая читателям глубокий анализ актуальных вопросов административного права и советы по навигации в сложных правовых ситуациях. Добро пожаловать и буду рад ответить на ваши вопросы!