Статья 151 УПК РФ: подследственность уголовных дел

  • Предварительное следствие по УПК РФ.
  • Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
  • По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  • Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.
  • Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.
  • Подследственность уголовных дел (ст. 151 УПК)
  • Следователи Следственного комитета РФ — убийства; изнасилования; похищение человека; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.
  • Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.
  • Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления
  • Следователи ФСКН — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Предварительное следствие — это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.

По общему правилу срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток (ст. 128 УПК РФ).

Для исчисления срока следствия неважно, какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ), а также время проведенного дознания (ст.

223 УПК РФ) после направления дела для производства следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Окончание срока предварительного следствия происходит в день: а) вынесения постановления о прекращении дела (ст. 213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направления уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением — ч. 6 ст. 220 или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера — п. 2 ч. 1 ст.

439 УПК РФ). Сроки дальнейшей деятельности прокурора установлены отдельно (10 суток по обвинительному заключению — ч. 1 ст. 221 и 2 суток по обвинительному акту — ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

В отличие от срока предварительного следствия срок дознания оканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

Процессуальный закон допускает возможность только одного перерыва в течение срока следствия — время приостановления дела в связи с невозможностью участия в деле подозреваемого или обвиняемого, когда его место нахождения известно (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае его тяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ).

В срок предварительного следствия включается все время ознакомления участников процесса с материалами оконченного предварительного следствия (ст. ст. 216, 217 УПК РФ), а также время обжалования и рассмотрения жалобы следователя на постановление прокурора о возвращении дела для дополнительного расследования (ч. 4 ст.

221 УПК РФ).

Срок предварительного следствия, установленный частью первой статьи 162 УПК РФ, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Статья 151 УПК РФ: подследственность уголовных дел

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей статьи 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Предварительное следствие — это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса.

Предварительное следствие — это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК) и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст. 318).

Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы.

При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Предварительное следствие включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

Основным видом предварительного расследования является следствие, так как именно в форме следствия осуществляется расследование подавляющего большинства уголовных дел, за исключением преступлений небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК, по которым предварительное расследование производится в форме дознания.

Между формами расследования — следствием и дознанием нет принципиального различия, так как обе они направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах всего судопроизводства, общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание за отдельными исключениями. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные на предварительном следствии. Органы следствия и дознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд.

Вместе с тем имеются определенные различия между дознанием и следствием по кругу и характеру дел, отнесенных к дознанию и следствию; по срокам, органам и отдельным особенностям процессуальной формы производства дознания и его окончания.

Подследственность уголовных дел

На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.

https://www.youtube.com/watch?v=l58NUIwqq4U

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.

Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

  • Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
  • Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
  • С этим вопросом могут помочь 104 юристов на RTIGER.com

Решить вопрос >

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

  • Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
  • Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
  • А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

  1. Источники:
  2. Подследственность
  3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
  4. Формы предварительного расследования

Подследственность Следственного комитета Российской Федерации

  • ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится в соответствии с подследственностью, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

— о преступлениях против жизни и здоровья — это убийства и все случаи неестественного наступления смерти (ст.ст.105-110, ч. 4 ст.111 УК РФ), ст. 120 УК РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации);

— о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (ст.126 УК РФ похищение человека, ст.127 УК РФ часть 2 и 3 — незаконное лишение свободы, совершенное при отягчающих обстоятельствах; торговля людьми и использование рабского труда ст. 127.1 — 127.2 УК РФ; незаконное помещение в психиатрический стационар ст.128 УК РФ);

— о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилования, иные действия сексуального характера ст. ст. 131-135 УК РФ);

— о преступлениях против конституционных прав граждан (ст.ст. 136- 149 УК РФ);

— о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст.170.1 УК РФ, ст. 171.2 УК РФ; злоупотребление ст.ст. 185-185.6 УК РФ; уклонение от уплаты налогов и сборов ст.ст.198-199.2 УК РФ);

— о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм ст.ст.205-205.2 УК РФ, 205.3-205.5. ст.ст.208-212.1 УК РФ, ст.ст.215, 215.1, 216-217.2 УК РФ, ст. 227 УК РФ);

— о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст.235.1, 237-239, 240.1, 242.1, 242.2 УК РФ);

— об экологических преступлениях (ст. ст. 246-249,  ч.2 и 3 ст.250 УК РФ, ч.2 и 3 ст. 251-252 УК РФ, ч.2 и 3 ст.254, ст.255, ч.2 и 3 ст.258.1 УК РФ);

— о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263-263.1 УК РФ, ст. ст. 269-271, 271.1 УК РФ);

— о преступлениях против конституционного строя (ст. 279 УК РФ, ст.ст.282-282.3, 284.1 УК РФ);

— о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления  — коррупционные преступления (ст.ст.285-291.1, 292-293, ч.2 и 3 ст.294, 295, 296, 298.1-305 УК РФ);

— о преступлениях против порядка управления, применение насилия в отношении представителя власти (ст. ст. 317, 318, 320, 321, 327.2, ст.328, 330.1, 330.2 УК РФ);

—  о преступлениях против военной службы, мира и безопасности человечества (ст.ст.332-354.1, 356-361 УК РФ);

а также предварительное следствие по уголовным делам:

— о всех тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК РФ), совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

— о преступлениях, совершенных:

  • членом Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутатами всех уровней, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления
  • судьями, присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия
  • Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудитором Счетной палаты;
  • Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
  • Президентом  Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации
  • прокурором;
  • Председателем Следственного комитета Российской Федерации
  • руководителем следственного органа;
  • следователем;
  • адвокатом;
  • членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
  • зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта  Российской Федерации,

а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных выше лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

должностными лицами:

  • Следственного комитета Российской Федерации
  • органов федеральной службы безопасности
  • Службы внешней разведки Российской Федерации
  • Федеральной службы охраны Российской Федерации
  • органов внутренних дел
  • учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
  • таможенных органов Российской Федерации
  • военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы
  • лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
  • других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона,
  1. а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
  2. О Б Р А З Е Ц    З А Я В Л Е Н И Я
  3. Руководителю Следственного
  4. управления Следственного комитета Российской Федерации 
  5. по  Хабаровскому краю
  6. ___________                                           
  7. от                                                               
  8.  (Фамилия, имя, отчество)
  9.                                                         проживающего:                                              
  10. (Домашний адрес: населенный пункт,
  11.                                  улица, дом, корпус, квартира, контактный телефон)
  12. Об уголовной ответственности по ст.306 Уголовного кодекса Российской Федерации  за заведомо ложный донос о совершении преступления предупрежден
  13. ___________________ ( ___________________________ )

подпись                       Ф.И.О.

  • З А Я В Л Е Н И Е
  • о преступлении
  • __________________________________________________________________
  • Излагается содержание заявления о преступлении: место, время, обстоятельства
  • __________________________________________________________________
  • происшедшего, наступившие последствия (материальный ущерб,
  • __________________________________________________________________

телесные повреждения), имеющиеся данные о лице, совершившем преступление и т.д.

  1. __________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________
  4. Приложение: (могут прилагаться материалы и документы, указывается количество листов в приложении).
  5. ________  ______________________ ( ________________________________ )

дата                 подпись                                    Ф.И.О.

Вместо упорядочивания практики – новые проблемы подследственности?

23 августа «АГ» опубликовала новость о представленном для общественного обсуждения проекте поправки в ст. 151 УПК РФ, согласно которой следователям СКР предоставляется право производства предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.

125, 151 и 156 УК РФ, в случае их выявления в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Кроме того, к их подследственности планируется отнести дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления в случае выявления данного факта в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором.

Минюст предлагает расширить полномочия следователей СКР по делам несовершеннолетнихК их подследственности могут быть также отнесены дела по преступлениям небольшой и средней тяжести, связанным с оставлением в опасности, неисполнением обязанностей по воспитанию и вовлечением несовершеннолетних в совершение антиобщественных деяний

Предложенная Минюстом поправка, расширяющая полномочия следователей СКР по делам о преступлениях в отношении несовершеннолетних, представляется крайне противоречивой и излишне нагроможденной, и вот почему.

Напомню, в законопроект предлагается ввести новый подп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, согласно которому следователи СКР могут расследовать дела о преступлениях, предусмотренных следующими нормами УК РФ:

  • ст. 125, 151 и 156 – если преступления выявлены ими ‎в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, указанных в подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;
  • ст. 150, если это преступление выявлено в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в порядке п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Если зеркально поменять местами статьи и основания для расследования, возникает обоснованный вопрос: к какой подследственности отнести дела о преступлениях, предусмотренных ст. 125, 151 и 156 УК РФ, если они будут выявлены следователями СКР в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в порядке п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ?

Аналогичный вопрос возникает в отношении дел о преступлениях по ст. 150 УК РФ в случае их выявления следователями СКР ‎в ходе расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

То есть новелла, предложенная Минюстом, даже при поверхностном анализе представляется несовершенной и способной вместо упорядочивания правоприменительной практики породить новый круг нерешенных вопросов ведомственной подследственности.

При этом по ряду квалифицирующих признаков преступления, предусмотренные ст. 150 и 151 УК РФ, и так относятся к категории тяжких, а по уголовным делам о преступлениях по ст.

125 и 156 УК РФ предварительное расследование проводится в форме дознания.

В итоге конструкция представляется крайне неудачной, поскольку противоречит изначальному содержанию форм предварительного следствия и дознания и окончательно загромождает понимание соотношения этих институтов.

Вместе с тем, по моему мнению, из буквального толкования нормы подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ вытекает возможность расследования следователями СКР уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, независимо от тяжести деяния.

Данное утверждение основано на анализе смежных норм ст. 151 УПК РФ.

Так, в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ при перечислении субъектов преступления (совершенного определенными лицами) используется союз «а также», когда речь идет о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц.

В анализируемой норме используется союз «и»:

«г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;»

В русском языке использование союзов «и» или «а также» однозначно определяет понижающую интонацию, показывающую, что перечисление завершено. Использование союза «и» объединяет перечисленные объекты в одну семантическую группу.

Союз «а также» действует немного иначе: объединяет предыдущее множество объектов в одну семантическую группу и добавляет к ним выделенный объект.

Это может быть сделано с целью либо противопоставления, либо присоединения объекта другой природы.

Таким образом, положения подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК состоят из двух равных групп общей природы:

  1. о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними;
  2. о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

То есть, как представляется, все уголовные дела о преступлениях, по которым потерпевшими являются несовершеннолетние, подследственны СКР.

‎В практике встречаются случаи, когда согласно приведенному толкованию адвокаты успешно ходатайствовали перед следственными органами о передаче уголовных дел от дознавателей и следователей МВД России в подразделения СКР.

Например, в отделе дознания МУ МВД «Балашихинское» расследовалось уголовное дело по факту конфликта двух женщин на детской площадке. Оно было возбуждено в отношении матери малолетнего Р., повредившей кисть руки потерпевшей.

В ходе очной ставки выяснилось, что причиной конфликта было то, что потерпевшая ударила ребенка Р. По завершении следственного действия сторона защиты заявила ходатайство о регистрации сообщения о преступлении в отношении малолетнего Р.

, которое было внесено в протокол, а также о выдаче талона-уведомления и направлении сообщения о преступлении в органы СКР по подследственности. Дознаватель удовлетворил ходатайство. Была проведена проверка в отношении потерпевшей по факту травмирования малолетнего.

В результате основное дело прекращено в связи с примирением, хотя изначально потерпевшая категорически не желала примиряться с подзащитной.

В некоторых случаях адвокату приходилось ставить вопрос перед прокурором, и зачастую с формулировкой адвоката соглашались.

Так, в ОМВД «Королёвское» расследовалось уголовное дело по ст. 327 УК РФ по факту подделки документов о продаже имущества, принадлежащего несовершеннолетнему. Обращение в прокуратуру с жалобой в порядке ст.

124 УПК РФ с обоснованием позиции о передаче дела в подразделение СКР по подследственности привело к ее удовлетворению. В ходе расследования подразделение СКР выявило дополнительные эпизоды преступной деятельности.

Расследование еще продолжается.

Также состоялись обращения в суд с жалобами в порядке ст. 125 УПК РФ, увенчавшиеся успехом.

Проиллюстрирую случаем из практики. В ОМВД «Жуковский» проводилась проверка по факту причинения легкого вреда несовершеннолетнему. Уголовное дело не возбуждалось на протяжении длительного времени (дознаватель выносил постановления об отказе в возбуждении дела).

Обращение в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ о нарушении подследственности в соответствии с изложенной позицией привело к отмене прокуратурой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и передаче материала для дополнительной проверки в подразделение СКР. В итоге уголовное дело было возбуждено и установлено виновное лицо.

В любом случае подобное решение органов предварительного следствия и прокуратуры не нарушает прав участников уголовного судопроизводства, а напротив – направлено на защиту прав несовершеннолетних, пострадавших от преступлений.

Понятно, что правоприменитель вправе толковать данную норму иначе. Однако если правильно понимать волю законодателя, норма, предусмотренная подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, направлена на защиту прав несовершеннолетних в широком смысле.

Именно поэтому уточнение подп. «г» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ: «г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних;» – могло бы снять все споры при толковании на практике.

В заключение хотелось бы прокомментировать ряд позиций, высказанных экспертами в новости «АГ».

В частности, не согласен с позицией юриста Кирилла Кравченко о том, что предлагаемая поправка является законодательным ходом, предпринятым для упрощения производства предварительного расследования, когда несколько дел соединены в одно, поскольку, если дела уже соединены и находятся в производстве следователя подразделения СКР, нет оснований для выделения в отдельное производство и передачи в другой орган новых дел, даже если часть преступлений по расследуемому делу ему не подследственны.

Кроме того, статистический учет раскрываемости уголовных дел по преступлениям по ст. 125, 150, 151 и 156 УПК РФ не ведется и при ранжировании показателей работы СКР эти данные не учитываются.

В отношении доводов адвоката Александра Рязанцева о том, что возложение на следователей дополнительно дел о преступлениях небольшой и средней тяжести увеличит нагрузку на них и в перспективе потребует расширения штата, отмечу, что, несмотря на регулярное увеличение нагрузки на следователей СКР с 2007 г.

(передача в исключительную компетенцию дел о налоговых, должностных, коррупционных преступлениях, а также о преступлениях в отношении несовершеннолетних и др.), расширения штатной численности не требовалось. Напротив, наблюдается тенденция к сокращению числа следователей на местах.

Таким образом, ожидать с принятием проекта поправки в УПК РФ перспективы расширения штата СКР и, как следствие, – увеличения бюджетных расходов, полагаю, не приходится.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Марий Эл

Прокуратура Республики Марий Эл разъясняет: Подследственность уголовных дел, расследуемых следователями Следственного комитета Российской Федерации

Статьей 151 УПК РФ предусмотрена подследственность уголовных дел органам предварительного расследования.

Установлено, что следователями Следственного комитета Российской Федерации проводится предварительное расследованием по наиболее тяжким, сложным и резонансным делам.

К их числу отнесены убийства, изнасилования, террористические акты, преступления, совершенные должностными лицами, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и др.

В ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, зачастую выявляются другие преступления небольшой и средней тяжести.

Федеральным законом от 01.07.2021 №285-ФЗ «О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» к подследственности Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений предусмотренных ст.ст.

125 УК РФ («Оставление в опасности»), 151 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в установленном порядке.

Названное изменение направлено на усиление защиты прав несовершеннолетних потерпевших, особенно в случаях совершения преступлений лицами, обязанными заботиться о них.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Статьей 151 УПК РФ предусмотрена подследственность уголовных дел органам предварительного расследования.

Установлено, что следователями Следственного комитета Российской Федерации проводится предварительное расследованием по наиболее тяжким, сложным и резонансным делам.

К их числу отнесены убийства, изнасилования, террористические акты, преступления, совершенные должностными лицами, о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних и др.

В ходе расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, зачастую выявляются другие преступления небольшой и средней тяжести.

Федеральным законом от 01.07.2021 №285-ФЗ «О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» к подследственности Следственного комитета Российской Федерации отнесено расследование преступлений предусмотренных ст.ст.

125 УК РФ («Оставление в опасности»), 151 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий») и 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, а также ст. 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), в случае их выявления следователями Следственного комитета РФ в ходе расследования уголовных дел, переданных прокурором в установленном порядке.

Названное изменение направлено на усиление защиты прав несовершеннолетних потерпевших, особенно в случаях совершения преступлений лицами, обязанными заботиться о них.

Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности

Правильное определение и соблюдение подследственности уголовного дела является неотъемлемым условием законности предварительного расследования.

В ходе расследования уголовного дела, такие критерии подследственности уголовного дела, как предметная и территориальная, могут измениться, в том числе, в связи с изменением обвинения, выделения уголовного дела, соединения уголовных дел и пр. В этих случаях, руководитель следственного органа, прокурор принимают решение о передаче уголовного дела по подследственности, руководствуясь положениями ст.ст.151-155 УПК РФ.

Если подследственность уголовного дела изменяется, но, остаётся в компетенции органов расследования одного ведомства (например, МВД РФ), то, соответствующий руководитель следственного органа данного ведомства вправе оставить уголовное дело в производстве того же следователя, передать другому следователю или поручить производство по уголовному делу вышестоящему следственному органу.

Если же с изменением подследственности изменяется компетенция следственного органа, который должен расследовать такие уголовные дела, то, решение о передаче уголовного дела в следственный орган другой ведомственной компетенции принимает прокурор (п.12, ч.2, ст.37 и ч.ч.7,8, ст.151 УПК РФ).

Что касается ходатайства адвоката защитника о передаче уголовного дела в другой орган расследования в соответствии с правилами подследственности, то, адвокат защитник не обязан инициировать исправление процессуальных ошибок, допускаемых следователями.

Однако, если передача уголовного дела может улучшить положение подозреваемого, обвиняемого, например, одновременно с переквалификацией его действий на менее тяжкое деяние, то, затягивать с таким ходатайством не следует.

Особенно, если изменение обвинения может повлиять на смягчение избранной меры пресечения в соответствии с ч.1.1, ст.108 УПК РФ.

Следователю СО СУ МВД РФ

по городу Самаре

Иванову И.И.

От адвоката НО “Самарская областная коллегия

адвокатов” Антонова А.П., рег. № 63/2099

в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции: г. Самара,

пр-кт Карла Маркса, д. 192, оф. 619

Тел. +7-987-928-31-80

защитника обвиняемого

Н.____________________.

«____» _________ 201 ___ г

ХОДАТАЙСТВО № 16

(в порядке ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ)

о передаче уголовного дела по подследственности

В Вашем производстве находится уголовное дело № 100200 в отношении Н.______________, обвиняемого в совершении нескольких преступлений, предусмотренных ч.4, ст.159 УК РФ (три эпизода).

Также в отношении Н.____________ возбуждено уголовное дело № 54321 по ч.3, ст.291 УК РФ, принятое к производству следователем СО СК РФ Верхнего района города ____________ В._____________.

В силу требований п.2, ч.1, ст.153 УПК РФ, уголовные дела в отношении одного лица, обвиняемого в совершении нескольких преступления, подлежат соединению в одном производстве.

Поскольку уголовное дело по обвинению Н.__________ в совершении преступления, предусмотренного ч.3, ст.291 УК РФ, относится к подследственности органов расследования СК РФ (пп. «а», п.1, ч.2, ст.

151 УПК РФ), то, уголовное дело № 100200 подлежит соединению с уголовным делом № 54321 и дальнейшее его расследование, с учётом положений ст.

153 УПК РФ, должно осуществляться следователем СО СК РФ Верхнего района города _____________.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 53, 151-153 УПК РФ, —

ПРОШУ

направить уголовное дело № 100200 в отношении Н. прокурору для последующего решения вопроса о его соединении с уголовным делом № 54321 и передаче в СО СК РФ Верхнего района города ___________ для производства дальнейшего расследования.

Защитник

адвокат                                                               ______________________ А.П. Антонов