Все блага цивилизации, которыми пользуются жители многоквартирных домов, будь то электричество, тепло или горячее и холодное водоснабжение, являются ресурсом, предоставляемыми специальными организациями.
Такие организации именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающая организация — что или кто это? Существуют четкие правила, по которым происходит расчет и взаимодействие между потребителями (собственниками или иными пользователями) и РСО.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:
Зачастую посредником между ними выступают управляющие компании (УК), но в некоторых ситуациях возможны прямые расчеты и прямые договора между пользователями услуг и организациями, предоставляющими услуги.
За чей счет производится замена электросчетчиков в квартире и на лестничной площадке? Ответ узнайте прямо сейчас.
Законодательство о порядке предоставления услуг
Правила, согласно которым осуществляется предоставление коммунальных услуг, регламентируются следующими правовыми актами:
- Жилищным кодексом;
- постановлениями правительства РФ №307, №124, № 354, № 1498;
- федеральным законом №176-ФЗ.
Понятие ресурсоснабжающей организации
- Что такое ресурсоснабжающая организация?
- Ресурсоснабжающими организациями называются юридические лица и ИП, которые осуществляют предоставление, транспортировку и продажу коммунальных ресурсов.
- К ресурсоснабжающим организациям относятся компании, предоставляющие следующие ресурсы:
Кроме того, к РСО относятся компании, осуществляющие транспортировку и обслуживание вышеперечисленных ресурсов.
Также ресурсоснабжающие организации предоставляют услуги по:
- уничтожению насекомых и грызунов;
- вывозу мусора (твердых бытовых отходов);
- доступу к коллективным телевизионным антеннам;
- освещению дворовых территорий.
Таким образом, все ресурсы, предоставляемые гражданам, транспортируются и доводятся до жилого дома ресурсоснабжающими организациями.
Может ли быть управляющей компанией?
- Управляющей компанией называется юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию, управление и содержание жилых домов на основании договора, подписанного между организацией и собственниками жилых помещений.
- Строго говоря, УК — посредник, аккумулирующий средства собственников для оплаты услуг, предоставляемых РСО.
- УК является исполнителем коммунальных услуг и подрядчиком потребителей, а ресурсоснабжающая организация — субподрядчиком на основе договора, заключенного между УК и РСО.
- Кроме того, УК обслуживает общее имущество, планирует и осуществляет ремонт и эксплуатацию зданий.
- Исходя из этого, ресурсоснабжающие организации не могут быть управляющими компаниями, так как ограничены одним видом деятельности и не могут организовывать общее управление жилым зданием.
- В то же время, могут осуществляться прямые расчеты между РСО и пользователями, кроме того, могут заключаться прямые договора на предоставление услуг.
- В каких случаях РСО выполняет функции исполнителя коммунальных услуг? Управление жилым домом осуществляется следующими способами:
- С помощью управляющей компании.
- С помощью ТСЖ или иного кооперативного объединения.
- Непосредственным управлением собственниками.
В последней ситуации, когда от лица потребителей выступает один из собственников или их доверенное лицо, исполнителем коммунальных услуг выступает ресурсоснабжающая организация. Другими случаями, в которых исполнителем коммунальных услуг назначается РСО, являются:
- Когда способ управления собственниками не выбран.
- В период между прекращением действия предыдущего способа управления до момента выбора нового способа управления жилым домом (ТСЖ или УК).
Случаи, когда РСО назначается исполнителем коммунальных услуг, строго ограничены правилами, установленными постановлением №354 правительства РФ.
Плюсы и минусы прямых расчетов с жителями
Прямые расчеты между пользователями и РСО имеют как преимущества, так и существенные недостатки.
К плюсам относятся:
- снижение вероятности банкротства УК, так как расчеты между пользователями и РСО проходят напрямую;
- отсутствие коллективной ответственности. В такой ситуации УК не будет компенсировать неплатежи соседей за коммунальные услуги средствами, выделенными на содержание дома и капитальный ремонт.
К существенным недостаткам прямых расчетов между пользователями и РСО относятся:
Возможно ли заключение прямых договоров?
В 2017 году планируется введение возможности заключения прямых договоров между пользователями и ресурсоснабжающими организациями. Заключение таких договоров может осуществляться в следующих случаях:
- Если пользователем услуг выступает собственник частного жилья.
- В случаях, когда общим собранием жильцов выбирается способ непосредственного управления. Как правило, непосредственное управление осуществляется в малоквартирных домах (до 16 квартир).
- В случаях, когда пользователями являются владельцы нежилых помещений многоквартирного дома.
- В период между прекращением действия договоров, заключенных пользователями и исполнителем коммунальных услуг до момента вступления в силу нового договора.
- В случаях, когда УК или ТСЖ имеет задолженность перед РСО, размер которой превышает 3-месячную стоимость услуг.
В этих случаях собственники жилых помещений имеют право заключать прямые договора и осуществлять прямые расчеты с РСО.
В то же время, такая ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны:
- Отсутствие расходов на содержание бюрократического аппарата управляющей компании.
- Отсутствие коллективной ответственности. Каждый собственник не страдает из-за соседей, которые не оплачивают коммунальные платежи либо оплачивают их не в полном объеме.
- Можно привлекать подрядные организации по обслуживанию жилья на краткосрочной основе, что позволяет значительно сэкономить из-за конкурентной среды.
К существенным недостаткам прямых договоров между пользователями и РСО относятся:
- Снижение эффективности управляемости многоквартирным домом. Для решения важных вопросов необходимы общие собрания, которые зачастую не приводят к выработке консенсуса.
- Нет возможности выполнить капитальный ремонт дома с использованием денежных средств, предоставляемых Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Ответственность РСО за неправильный расчет
- Федеральным законом № 176, которым вносятся изменения в ЖК РФ, устанавливается, что ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей несет исполнитель коммунальных услуг.
- Штраф организации, нарушившей порядок начисления коммунальных платежей, составляет 50% от соответствующей суммы.
- В тех случаях, когда исполнителем назначается РСО, штрафные санкции налагаются на эту организацию.
- В таких случаях следует подать письменное обращение в компанию-исполнителя коммунальных услуг с требованием перерасчета стоимости предоставленных услуг, если ответа и соответствующих действий не последует, то можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на организацию, кроме того, можно подать письменное обращение в прокуратуру или обратиться в суд.
- Сфера ЖКХ по-прежнему остается одной из самых проблемных в России.
- Многочисленные случаи банкротства управляющих компаний, рост неплатежей или предоставления некачественных или излишне дорогих услуг привели к тому, что правительством и парламентом РФ было принято решение о возможности заключения прямых договоров между пользователями и РСО.
- Кроме того, законодательством РФ предусмотрен прямой порядок расчета потребителей с ресурсоснабжающими компаниями.
Эти меры должны привести к повышению качества предлагаемых услуг и снизить непрозрачность расчетов между собственниками и данными организациями.
Однако, несмотря на это, вводимые меры не только имеют значительные плюсы, но и несколько усложняют потребителям условия расчета по коммунальным платежам.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!
Рсо – что это в системе жкх
Неотъемлемой задачей в жилищно-коммунальном хозяйстве является обеспечение коммунальными ресурсами (КР). Современный многоквартирный дом (МКД) сложно представить без водоснабжения, тепла и электрификации. Не все собственники квартир, заключая договор на обслуживание и управление МКД, вникают в вопросы обеспечения энергоресурсами. И только если, что-то пошло не так, и появились сбои с подачей воды, тепла, газа и электричества, выясняется, что кроме управляющей компании (УК), существуют организации, которые несут ответственность за ресурсоснабжение. В статье расскажем: что входит в сферу деятельности ресурсоснабжающей организации – сокращенное название РСО, какие правила применяются для регулирования их отношений с УК и жителями
РСО – важное звено коммунальной системы
Ведением хозяйственных дел в МКД занимается УК или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Чтобы организовать полноценное проживание, данные структуры заключают договоры об оказании услуг ресурсоснабжения.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг в многоквартирных домах», ресурсоснабжающей организацией может являться юридическое лицо или предприниматель, которые занимаются производством или приобретением коммунальных ресурсов и их продажей потребителю. Статус снабжающей организации обязывает РСО осуществлять доставку ресурса до объектов потребления
Ресурсосберегающая компания является одним из ключевых звеньев всей коммунальной системы. Фактически, без ресурсоснабжающих организаций невозможно качественное исполнение коммунальных услуг.
Сфера деятельности ресурсоснабжающей организации
РСО несут ответственность за передачу потребителям КР. В их обязанности входит транспортировка и обслуживание транспортирующих коммуникаций.
К их компетенции относится предоставление твердого топлива, если к дому не подведены централизованные сети.
В этом случае потребуется оказание услуг по поставке электроэнергии, холодной воды, газа в объемах по установленным нормам, с запасом, которому требуется создать условия для временного хранения.
РСО являются коммерческими организациями. Постоянно растущий спрос на КР позволяет им постоянно развиваться. Естественно, что развитие направлено на получение дополнительного дохода.
Реформирование в системе ЖКХ направлено на улучшение в недостаточно развитых секторах коммунального хозяйства. На фоне этого ресурсоснабжающие компании начали осваивать новые виды деятельности, обычно являющиеся смежными с основными направлениями.
Сегодня они могут предоставлять не только ресурсы, но и оказывать определенные виды услуг для МКД.
Виды ресурсов, поставляемые РСО
В качестве поставщиков, обеспечивающих жизнедеятельность МКД, могут выступать:
- газоснабжающие организации, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению;
- компании, занимающиеся электроснабжением, в том числе имеющие статус гарантирующего поставщика электроэнергии;
- предприятия водоснабжения и водоотведения, среди которых могут быть гарантирующие организации, назначенные органами местного самоуправления;
- организации, организующие процессы горячего водоснабжения и отопления жилых помещений в холодное время года.
К дополнительному перечню услуг относятся:
- установка приборов учета и их обслуживание;
- проведение дезинсекции против вредителей и грызунов;
- вывоз и утилизация твердых бытовых отходов;
- проводка интернет кабеля, систем видеонаблюдения, пожарной сигнализации, домофонов и телевизионных антенн;
- освещение придомовой территории световыми приборами.
Правила предоставления коммунальных услуг регулируются законодательством Российской Федерации.
Правовая база деятельности РСО
Вне зависимости от организационно-правовой формы РСО, все ее действия регламентированы:
- Разделами VII и VIII Жилищного кодекса РФ.
- Федеральным законом №176 от 29 июня 2015 года «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ».
- Постановлением Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года. Документ фиксирует правила, обязательные при подписании договоров снабжения коммунальными ресурсами.
- Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года.
- Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года, отражающим вопросы содержания общего имущества дома.
- Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
- Федеральным законом №59 «О внесении изменений в ЖК РФ» от 03.04.2018.
Согласно 59-ФЗ, собственники могут заключить соглашения напрямую с РСО, если компания, занимающаяся управлением многоквартирного дома, задержала РСО оплату за потребляемые ресурсы более 60 календарных дней.
Порядок обмена информацией и установление коммуникаций между УК и РСО, при переходе на прямые договоры, прописан в Постановлении Правительства РФ № 897 от 13 сентября 2019 года. Здесь же зафиксированы обязанности управляющих организаций в условиях прямых расчетов.
Распределение функций УК МКД и РСО
В обязанности УК входит содержание одного или нескольких МКД, поддержание в чистоте и порядке придомовой территории, и контроль за общедомовым имуществом. Все действия осуществляются на основании договоров с собственниками жилых помещений.
УК выступает посредником между ресурсоснабжающей компанией и потребителями услуг. Согласно п.1 ст.
426 Гражданского кодекса РФ она должна заключать договоры с РСО, собирать средства за потребленные ресурсы, которые поставила РСО, вовремя осуществлять ремонт внутридомовых коммуникационных сетей.
Получается, что управляющая организация обслуживающая МКД, решает и жилищные, и коммунальные вопросы.
Ресурсосберегающая организация отличается строгой специализацией. Она не может управлять домом. Поэтому, задавая вопрос: «Может ли ресурсоснабжающая организация быть управляющей компанией?», — ответ нет. УК – подрядчик, оказывающий коммунальные и жилищные услуги, а РСО – субподрядчик, действующий на основании договора с УК о снабжении КР.
Условия договора между УК и РСО
Подробную информацию о том, что должно быть включено в контракт с РСО, можно найти в письмах Министерства регионального развития РФ № 21492СК/07 и № 2479РМ/07 от 2007 года. Согласно этим документам обязательными разделами договора являются:
- Права и обязанности сторон.
- Порядок поставок КР.
- Требования к качеству поставляемых ресурсов и услуг.
- Схемы расчетов стоимости, применяемые тарифы и правила их изменения.
- Ответственность сторон.
- Положения, касающиеся ситуаций, когда требуется приостановить подачу КР или ограничить их объемы.
В документе обозначают условия, которые разграничивают ответственность сторон за качество поставляемых ресурсов. Договор должен защищать права жильцов МКД, которые вовремя и полностью делают платежи за потребленные КР. В п.1. ст. 157 ЖК РФ и п.4 ст. 426 Гражданского кодекса РФ зафиксированы правила, которые обязательны для исполнения сторонами договора.
Причины для перехода МКД на прямые платежи ресурсоснабжающим организациям
В Жилищном кодексе зафиксирована возможность заключения прямых договоров собственников с РСО без посредников. Это возможно в случаях:
- угрозы открытия в отношении УК процедуры банкротства;
- если за УК или ТСЖ числятся долги в течение трех месяцев и более;
- когда совместно с другими собственниками МКД принято решение о прямых расчетах с РСО на общем собрании;
- если речь идет о помещении в жилом здании, в котором никто не проживает.
Кроме того, потребители вправе оформить прямые договоры, при смене УК.
Если решение о переходе на прямые договоры принято, согласно ПП РФ № 897 при заключении прямых договоров, УК сохраняет обязанности:
- по заключению соглашений на приобретение коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (СОИ);
- на проведение технического обслуживания внутридомовых инженерных систем;
- по приему жалоб собственников и инициированию проверок качества, предоставляемых услуг.
УК обязана передать в РСО всю имеющуюся информацию о собственниках и недвижимости, расположенной на территории МКД.
Что переходит в зону ответственности РСО при прямых расчетах
Если заключен прямой договор, все опросы по соответствию качества, объемам, ценам ложатся на РСО. Согласно п.7 Правил предоставления коммунальных услуг, поставщик КР обеспечивает подачу ресурсов до границ сетей, которые входят в состав общедомового имущества.
Дальше компания не несет ответственность. Если, компания поставщик согласна доставлять КР в каждую квартиру, то это обязательно должны быть зафиксировано в договоре. РСО становится исполнительным органом и принимает ответственность за свои действия перед потребителями.
Что важно знать потребителю коммунальных услуг о РСО
В соответствии ФЗ № 176, если произошло и зафиксировано нарушение порядка при начислении платы за фактически потребленные ресурсы, РСО будет предписано уплатить штраф в размере 50% от суммы недочета.
Для этого потребители направляют письменное заявление компании с требованием проведения перерасчета.
Если ответ, в установленный законом срок, не получен, есть возможность обратиться в Роспотребнадзор, с заявлением о назначении проверки.
Важно помнить, что УК отвечает за обслуживание внутри дома, а также выступает связующим звеном при наличии жалоб жильцов на качество услуг. В соответствии с п.3 ч.11 ст.
161 ЖК РФ обслуживающая организация должна взаимодействовать с РСО в момент проведения проверок и работ по устранению нарушений.
Фактически УК контролирует ход исполнения прямых договоров, в том числе в вопросах начисления платы за коммунальные услуги
Переход на прямые договоры сделал расчеты более открытыми. У жильцов МКД домов появилась возможность выбирать между управляющими компаниями, ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями. Самое главное, чтобы собственники квартир были уверены в бесперебойной поставке качественных ресурсов и чувствовали, что платят за реально предоставленные услуги.
Блог
Уже больше недели профессиональным сообществом обсуждаются пока не подписанные главой государства поправки в ЖК РФ, которые позволяют собственникам помещений и РСО перейти на прямые договорные отношения в части оказания коммунальных услуг. Как обычно в обсуждениях много эмоций и мало конкретики. 6 апреля 2018 года мы проведем вебинар на тему: «Прямые договора: взаимодействие собственник — РСО». Понимая, что не все будут в нем участвовать, мы в этом цикле статей решили разбавить эмоции конкретикой, что изменится и как жить дальше.
- Итак, поехали…
- 1. Изменятся полномочия органов власти в области жилищных отношений
- В статье 12 ЖК РФ определяющей полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений будут относиться установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, а также разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.
- Наше мнение: никакого «криминала» в указанных правках нет, так как этот вопрос неоднократно обсуждался чиновниками и адекватной методики установления размера платы в жилищном законодательстве нет.
- 2. Расширятся полномочия органов ГЖН и главного государственного жилищного инспектора
Согласно поправкам в ст.20 ЖК РФ органы ГЖН смогут контролировать обоснованность размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение обустановлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы.
Главный госжилинспектор РФ (пока этот пост занимает господин Чибис) сможет направлять высшему должностному лицу субъекта РФ представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора.
Наше мнение: формальные правки, которые не коснутся большинства УК и ТСЖ. Минстрой выстраивает своеобразную «вертикаль власти», чтобы иметь возможность карать «предателей» в своих рядах.
3. Расширится перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст.44 ЖК РФ) будут относиться вопросы, связанные с принятием на общем собрании решения о заключении собственниками помещений с ресурсоснабжающей организацией договора:
- холодного и горячего водоснабжения;
- водоотведения;
- электроснабжения;
- газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
- отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления);
- договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Наше мнение: это, наверное, главное изменение в ЖК РФ, которого ждало огромное количество управляющих организаций и ТСЖ.
Переход на прямые договоры «собственник — РСО» приведет к кратному снижению размера выручки у управляющих организаций, что позволит многим из них перейти на упрощенную систему налогообложения, что только за счет применения льготы по страховым взносам позволит экономить 10% от фонда оплаты труда.
Кроме этого, уход от НДС позволит экономить 18% от фонда оплаты труда. Всё это в совокупности с отсутствием огромной дебиторской задолженности по коммунальным услугам позволит сделать рынок управления МКД более привлекательным.
Немаловажно еще и то, что РСО не смогут просто так отказаться от заключения договора с собственниками, что для многих РСО достаточно печально.
4. РСО и региональный оператор будут уведомляться инициатором собрания о переходе на прямые договоры
С учетом того, что решение о переходе на прямые договоры «собственник – РСО» будет приниматься на общем собрании собственников, возникает резонный вопрос, как РСО узнают о принятом решении. Данный вопрос урегулирован в новой редакции ч.1 ст.
46 ЖК РФ, согласно которой инициатор собрания собственников должен будет не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД передать копии решений и протокол РСО или региональному оператору по обращению с ТКО.
Наше мнение: ничего «криминального» в поправках нет. Единственное, что до сих пор не урегулировано законодательно, так это вопрос заверения копий решений собственников, так как органы ГЖН этого делать не обязаны и РСО может «цепляться» к никем не заверенным копиям.
5. Прямых платежей в РСО больше не будет
Напомним, что ранее были прямые договоры «собственник — РСО», которые были возможны либо по п.30 124 ПП РФ, либо в силу норм 176-ФЗ, и прямые расчеты «собственник — РСО», которые были возможны в силу ч.7.1 ст.155 ЖК РФ. Так вот, после принятия поправок в ЖК РФ прямых расчетов не будет, так как ч.7.1 ст.155 ЖК РФ утрачивает силу.
В отношении ситуаций, когда собственники помещений на общем собрании до вступления в силу настоящих поправок в ЖК РФ приняли решение о платежах напрямую в РСО, указанный порядок сохраняется до принятия на общем собрании решения о переходе на прямые договоры «Собственник — РСО» (ч.6 ст.3 Закона).
Оплата, поступающая в РСО, будет, как раньше признаваться погашением задолженности собственников перед УК (ТСЖ).
- Наше мнение:огромное количество МКД на территории РФ в настоящее время находится на «прямых» платежах с РСО, что активно продвигалось чиновниками, как способ борьбы с «жуликами и ворами» из управляющих организаций, которые на деньги от коммуналки покупают яхты, самые крупные бриллианты и ведут олигархический образ жизни.
- 6. Случаи, когда можно будет перейти на прямые договоры «Собственник — РСО»
Так вот, все эти управляющие организации работают, как и работали, но после вступления в силу поправок перейти на прямые расчеты будет уже невозможно. Ну, в конце то концов, кто сказал, что будет легко.
В ЖК РФ появляется новая статья 157.2, в которой то и раскрываются основные правила заключения прямых договоров.
Так, согласно ч.1 ст.157.2 ЖК РФ при управлении домом управляющей организацией, ТСЖ (ЖСК) коммунальные услуги предоставляются собственникам и нанимателям РСО в следующих случаях:
- при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о переходе на прямые договоры с РСО;
- при прекращении ранее заключенных между РСО и управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК) договоров снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации по причине наличия задолженности перед РСО.
- если между собственниками помещений в МКД и РСО, региональным оператором по обращению с ТКО заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с ТКО на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации.
Наше мнение: следует обратить внимание на пункт, в котором указано о «сохранении» договорной схемы «собственник — РСО» на основании ранее принятого собственниками решения о переходе на «прямые» договоры. Фактически это окончательное сохранение в новой редакции ЖК «старых» прямых договоров, заключенных еще в свете поправок, внесенных 176-ФЗ.
7. Расторжение договора «УК — РСО» при наличии подтверждённой задолженности
В ч.2 ст.157.2 ЖК РФ конкретизируется ситуация, когда РСО может расторгнуть договор с УК (ТСЖ) при наличии задолженности.
Обратите внимание, что расторжение договора с УК (ТСЖ) – это право, а не обязанность РСО, а значит идея «накопить» задолженность и уйти на «прямые» договоры может и не сработать.
А с учетом того, что радеющие за справедливость парни из Минстроя предлагают приравнять наличие задолженности к грубым нарушениям лицензионных требований (штраф – 350 000 рублей), реализация такой «гениальной» идеи может обернуться просто выплатой штрафа.
Задолженность должна:
- Быть признанной (подписанный акт сверки задолженности) должником или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом.
- Иметь размер, равный или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору.
Обратите внимание, что погашение задолженности частично за определенный период не влияет на право РСО на расторжение договора с УК (ТСЖ). То есть, в расчет будут браться не периоды задолженности (вы должны к примеру за январь и февраль 2018 года), а именно ее размер на момент расторжения договора (на конец марта задолженность превышает определенный «лимит»).
«Лимит» выше которого задолженность перед РСО подниматься не может быть выше суммы, определенной делением стоимости поставленного РСО коммунального ресурса поставленного в МКД за 12 месяцев, предшествующих дате направления РСО уведомления о расторжении договора, на 12 месяцев. Иными словами РСО может рассчитать среднемесячную величину за 12 месяцев и если УК (ТСЖ) превысили этот «лимит», РСО может начинать процедуру расторжения договора.
Обратите внимание, если договор поставки коммунального ресурса действует менее 12 месяцев, то для расчета среднемесячного объема будет использоваться количество месяцев действия договора.
Наше мнение: налицо два грубых ляпа людей, которые писали поправки и ни дня не работали в ЖКХ.
Ляп первый. В ЖК РФ речь идет не о договоре поставки коммунального ресурса в части коммунального ресурса необходимого на предоставление коммунальных услуг, а о договоре поставки коммунального ресурса в целом.
При этом согласно действующей редакции ЖК РФ расторжение договора поставки в части коммунального ресурса, необходимого для содержания общего имущества невозможно.
Логичней было бы (но такого нет) использовать для расчета «лимитов» только коммунальные ресурсы для коммунальных услуг.
Ляп второй. Отсутствие минимального количества месяцев, необходимых для расчета лимита приведет к курьезным ситуациям. Возьмем стоимость тепловой энергии, которая, как известно всем, кто работает в сфере ЖКХ, погашается собственниками помещений с «опозданием» в 2-3 месяца.
Итак (цифры взяли с «потолка»), стоимость тепловой энергии у только что созданной УК составила: январь 2018 года – 10 000 руб., февраль – 5 000 руб., март – 3 000 руб. Среднее за 3 месяца равно 6000 руб. ((10 000 + 5 000 + 3 000)/3 месяца).
Следовательно, при наличии задолженности за тепловую энергию в размере 12 000 рублей на конец марта РСО уже можно смело начинать расторжение договора.
Выход из ситуации – не подписывать акты сверки задолженности, тем более что законодательно такой обязанности у УК и ТСЖ нет. А раз акт не подписан – сумма в расчет браться не может.
8. Как и кого РСО будет уведомлять о расторжении договора поставки
Порядок уведомления о расторжении договора прописан в ч.3 ст.157.2 ЖК РФ.
Итак, об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения РСО должно уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием ГИС ЖКХ.
Уведомляться должны УК (ТСЖ), как лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и орган государственного жилищного надзора, как лицо, которое не любит лица, осуществляющие управление МКД.
Специально для ситуаций, когда лицо управляющее МКД находится не по юридическому адресу законодатель прописал, что уведомление о расторжении договора направляется по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Ну, а как же собственники, спросите вы, и будете правы.
РСО одновременно с уведомлением УК (ТСЖ) и органа ГЖН уведомляет и собственников помещений. С соответствии с ч.4 ст.157.2 ЖК РФ РСО доводит информацию путем:
- ее размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом);
- опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления;
- размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ресурсоснабжающей организации;
- размещения в ГИС ЖКХ.
Наше мнение: возникает резонный вопрос, что будет, если РСО не выполнит все требования по уведомлению, так как законодатель не дал возможности выбора, а указал, что уведомления должны быть размещены всеми способами. Ответственности за уведомление понятное дело нет, а значит по сути можно и не уведомлять…
9. Что происходит после уведомления УК и ТСЖ о расторжении договора со стороны РСО
Об этом написано в ч.5-6 ст.157.2 ЖК РФ.
Итак, по истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление МКД, уведомления договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.
В свою очередь «прямой» договор с собственниками помещений считается заключенным в указанном случае со всеми собственниками помещений в МКД одновременно.
Договор между собственниками и РСО будет заключаться на неопределенный срок. При этом форма договора будет утверждаться правительством РФ и заключения договора в письменной форме не требуется.
- В ближайшее время в новых статьях мы дадим ответы на вопросы:
- — Когда договор «Собственник – РСО» считается заключенным?
- — Может ли УК (ТСЖ) «вернуть» себе договоры с собственниками помещений?
- — А что с домами, которые находятся на непосредственном управлении?
- — Как быть с показаниями ИПУ, которые будут передаваться в РСО?
- — А кому вообще собственники должны передавать показания ИПУ?
- — Что будет с КРСОИ?
- — Что еще поменялось в 354 ПП РФ?
— Как будет устанавливаться размер платы муниципалитетом и т.д.
Более подробную информацию вы можете получить на нашем вебинаре, который пройдет 6 апреля 2018 года в 10.00 по московскому времени. Записаться на вебинар «Прямые договора: взаимодействие собственник — РСО» можно здесь.
С уважением, Юрий Кочетков
Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.
Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями
0
07.02.2020 09:56 7 Февраля 2020 в 9:56
В апреле 2020 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Два года – достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы выстроенного государством правового механизма. Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе. До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: потребитель (первое звено), затем исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса). В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:- ввод прибора учета в эксплуатацию- ведение коммерческого учета (сбор показаний)- контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета- ограничение предоставления коммунальных услуг- десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.Довольно интересная ситуация складывается с предоставлением коммунальной услуги в случае наличия в доме индивидуального теплового пункта (ИТП). В этой ситуации в дом идет одна труба с коммунальным ресурсом в виде тепловой энергии. А горячая вода готовиться на оборудовании, которое обслуживает управляющая домом организация. Первоначально в 2018 году позиция Минстроя России строилась на том, что заключать прямые договора в случае наличия в доме ИТП – нельзя. Например, в Письме Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению» в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
В 2019 году Минстрой России изменил свое мнение и указал, что при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное (Письмо Минстроя России от 04.02.2019 № 3080-ОО/06 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению»).Таким образом, вариант повестки для общего собрания в этом случае может иметь такой вид: «О принятии решения о заключении с 1 июня 2020 года собственниками помещений МКД, действующими от своего имени договора, содержащего положения о снабжении тепловой энергии для подогрева горячей воды в целях горячего водоснабжения и договора холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения».В целом запрета на заключение прямых договор на теплоноситель при наличии в доме ИТП в ст. 157.2 ЖК РФ – не содержится. Таким образом, такая практика имеет право на существование. Однако четкого ответа на вопрос о том, кто будет являться исполнителем в случае наличия в доме ИТП и прямых договоров, на наш взгляд нет и компромисс нужно искать с теплоснабжающей организацией.РСО полностью демотивированы вести коммерческий учет. Смысл прямых договоров в текущей конструкции задумывался только с одной целью: чтобы РСО всегда могло получить свои деньги. Все свои небалансы по индивидуальным приборам учета (ИПУ) РСО перекинет на управляющую домом организацию, которая обязана оплатить в полном объеме общедомовое потребление за вычетом индивидуального. Поэтому никакой мотивации налаживать коммерческий учет и искать тех, кто «ворует» воду и вешает магниты – у РСО нет. Более того, РСО даже заинтересована в том, чтобы коммерческий учет по ИПУ велся некачественно, потому что это позволит относить все небалансы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества (КР на СОИ) на одно лицо и взыскивать с него эти деньги. При действующем законодательстве, написанном исключительно в пользу РСО – никакого изменения ситуации с коммерческим учетом не предвидится. Тем не менее, закон исходит из того, что показания от потребителей принимает то, кому они передаются. Минстрой России указывает, что управляющая домом организация выступает в качестве некого «единого окна» для разбора жалоб и проблем с поставкой коммунального ресурса. В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая домом организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (при предоставлении таких показаний управляющей домом организации).А исходя из положений п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, РСО обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, информацию о показаниях ИПУ управляющей домом организации.Таким образом, коммерческий учет может вестись как управляющей домом организацией, так и РСО. Конечно же, коммерческий учет ведется лучше, если его осуществляет тот, кто управляет домом, т.к. это лицо будет заинтересовано в низком КР на СОИ.Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12. В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия. В конце 2019 года прошла новость о том, что Государственная дума считает вредной идею не оплачивать некачественные коммунальные услуги. Поскольку в 90% случаях они некачественны по вине РСО, такая позиция законодательного органа является еще одним подтверждением лояльности законодателя по отношению к РСО.При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг и ее деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354, нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги будет являться нарушением положений названных Правил. Данное обстоятельство будет являться основанием для принятия жилищной инспекцией мер реагирования в рамках осуществления жилищного надзора. Такая позиция приведена в Письме Минстроя России от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04.Тем не менее, при прямых договорах ответственность за некачественные коммунальные услуги относятся на РСО, если причины проблем не связаны с общим имуществом МКД (т.е. проблема в самом поставляемом в МКД коммунальном ресурсе).Прямые договора и положения ст. 157.2 ЖК РФ – это большая и сложная тема и мы будем с ней разбираться в других материалах блога компании «Инфокрафт».
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Другие публикации в блоге
Некачественные коммунальные услуги по вине ресурсоснабжающей организации: заставляем ресурсника работать
Ремонт асфальтового покрытия во дворе дома: обязанные лица и ответственность управляющей организации
Работа с выморочным имуществом: заставляем расплачиваться орган местного самоуправления
Меня зовут Виктор, и я специалист в области административного права. Я обладаю богатым опытом работы в государственных структурах, где занимался регулированием сложных юридических вопросов и обеспечением соблюдения законодательства. Я также активно занимаюсь научной деятельностью, публикую статьи и участвую в юридических конференциях. В блоге «Администрация» я буду делиться своими знаниями и опытом, предлагая читателям глубокий анализ актуальных вопросов административного права и советы по навигации в сложных правовых ситуациях. Добро пожаловать и буду рад ответить на ваши вопросы!