- Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
- Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.
- Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые государственными органами и должностными лицами (дознаватель, следователь, прокурор и суд) в пределах их полномочий в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.
- От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер.
Наиболее близкие по практической значимости меры процессуального принуждения сведены законодателем в единый раздел IV УПК РФ (гл. 12–14).
По своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения делятся на средства пресечения , предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения .
В УПК РФ мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. Сучетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены натри относительно самостоятельные группы:
1. Задержание подозреваемого.
- 2. Меры пресечения:
- а) подписка о невыезде;
- б) личное поручительство;
- в) наблюдение командования воинской части;
- г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
- д) залог;
- е) домашний арест;
- ж) заключение под стражу.
- 3. Иные меры процессуального принуждения:
- а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:
- – обязательство о явке;
- – привод;
- – временное отстранение от должности;
- – наложение ареста на имущество;
- б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:
- – обязательство о явке;
- – привод;
- – денежное взыскание.
Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности).
Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст.
5 УПК РФ).
Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.
Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ:
- 1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- 3) когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.
Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.
Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По прошествии этого времени подозреваемый подлежит освобождению.
Иными словами, срок задержания подозреваемого не должен превышать в общей сложности 120 ч.
Ст. 96 УПК РФ обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании до истечения 12 ч с момента задержания подозреваемого.
Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.
Для некоторых категорий лиц в УПК РФ предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст.
449 УПК РФ он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК РФ.
- По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению в следующих случаях:
- 1) если не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- 2) если отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) если задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.
Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ч с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу.
Исключение составляют случаи, когда одна из сторон предоставляет дополнительные доказательства, а судья принимает решение о продлении заключения под стражу на срок не более чем 72 ч.
Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).
Меры пресечения. Полный перечень мер пресечения, закреплен в ст. 98 УПК РФ.
- Основаниями для применения мер пресечения являются подтвержденные достаточными доказательствами данные о том, что обвиняемый:
- 1) может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда;
- 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, т. е. может совершать действия, мешающие установлению истины;
4) в случае осуждения и вынесения обвинительного приговора будет уклоняться от исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ).
При избрании меры пресечения и определении ее вида помимо оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).
Избрание меры пресечения оформляется постановлением, выносимым дознавателем, следователем, прокурором, или определением, выносимым судом. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123–127 УПК РФ.
Для более строгих мер пресечения требуются и другие специальные гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения залога следователем или дознавателем требуется согласие прокурора (ч. 2 ст. 106 УПК РФ); домашний арест и заключение под стражу применяются по решению суда (ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УПК РФ).
К подозреваемому меры пресечения применяются лишь в исключительных случаях и, как правило, на срок до 10 суток. Если в этот срок ему не будет предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется немедленно.
Мера пресечения подлежит отмене, когда в ней отпадает необходимость. При изменении оснований или условий ее избрания вместо нее назначается другая – более строгая или более мягкая мера (ч. 1 ст. 110 УПК РФ).
Иные меры процессуального принуждения – это меры, посредством которых обеспечивается законный порядок в ходе производства по делу, а также создаются условия для должного исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества (гл. 14 УПК РФ).
- Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.
- К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как:
- 1) обязательство о явке;
- 2) привод;
- 3) временное отстранение от должности;
- 4) наложение ареста на имущество.
- К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь такие меры:
- 1) обязательство о явке;
- 2) привод;
- 3) денежное взыскание.
- Обязательство о явке выбирается в случаях необходимости обеспечить явку участников процесса к следователю, дознавателю или в суд.
Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору или в суд. Привод осуществляется по постановлению соответствующего должностного лица.
Временное отстранение от должности , как правило, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого должностного лица в случаях, когда это лицо может помешать расследованию. В ч. 5 ст. 114 УПК РФ установлен особый порядок отстранения от должности высших должностных лиц.
Наложение ареста на имущество проводится для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.
Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115, 116 УПК РФ.
Наложение ареста производится с участием понятых, обязательно составляется протокол (ст. 166 и ст. 167 УПК РФ). В протокол должны вноситься сведения об арестованном имуществе с детальным описанием особенностей каждого предмета, а также сведения об изъятии этого имущества и (или) о том, куда или кому оно передано на хранение.
В качестве меры процессуального принуждения в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть наложено судом денежное взыскание в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда (ст. 117, 118 УПК РФ).
В ст. 103, 105 УПК РФ установлена ответственность для лиц, не обеспечивших надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого при личном поручительстве или присмотре за несовершеннолетним, размер денежного взыскания предусмотрен до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Обжалование избранных мер пресечения. В соответствии с ч. 4 ст. 124 УПК РФ в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора вышестоящему прокурору. Обжалование не приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК РФ.
Жалоба – обращение к должностному лицу, ведущему судопроизводство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием должностного лица или суда.
Судебный порядок рассмотрения жалоб предусмотрен ст. 125 УПК РФ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Меры процессуального принуждения
Органы расследования и суд для выполнения назначения уголовного судопроизводства по уголовным делам вправе применять меры процессуального принуждения, предусмотренные разд. IV УПК.
Они призваны обеспечивать эффективную и нормальную деятельность органов расследования и суда в сфере реализации норм уголовно-процессуального закона.
В частности, с помощью этих мер следователь и дознаватель могут успешно проводить следственные действия, связанные с собиранием доказательств, в том числе с участием подозреваемого, обвиняемого, предотвращать и пресекать возможность со стороны подозреваемого или обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, противодействовать расследованию преступлений с их стороны и других лиц, являющихся участниками уголовного процесса по уголовным делам.
Меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом принудительные меры, применяемые следователем, дознавателем или судом при наличии оснований и в определенных целях и случаях к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому.
В уголовно-процессуальном законе предусмотрены три вида мер процессуального принуждения: 1) задержание подозреваемого (гл. 12); 2) меры пресечения (гл. 13); иные меры процессуального принуждения (гл. 14).
Меры пресечения как собирательный вид подразделяются на следующие конкретные виды: 1) подписку о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу. К иным мерам процессуального принуждения относятся: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) временное отстранение от должности; 4) наложение ареста на имущество; 5) денежное взыскание.
Основания применения мер процессуального принуждения по своему характеру, целям и случаям применения следует подразделять на общие и специальные.
Общими основаниями являются фактические данные (доказательства), подтверждающие необходимость применения мер процессуального принуждения.
К специальным основаниям относятся те случаи и цели, которые прямо указаны в статьях УПК, предусматривающих конкретные виды мер процессуального принуждения.
Задержание подозреваемого, являющееся мерой процессуального принуждения, не должно рассматриваться как краткосрочный арест, поскольку оно преследует иные цели и имеет иные основания, чем такая мера пресечения, как заключение под стражу. В силу своей неотложности задержание подозреваемого производится без решения суда. О задержании подозреваемого составляется протокол задержания.
Меры пресечения применяются к обвиняемому и подозреваемому. К ним может быть применена одна из мер пресечения, предусмотренных ст. 98 УПК. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь выносит постановление.
Иные меры процессуального принуждения могут применяться к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного процесса, указанным в ч. 2 ст. 111 УПК.
Закон достаточно четко и подробно регламентирует основания, цели, случаи и порядок применения мер процессуального принуждения. Некоторые меры процессуального принуждения могут применяться только по решению суда (заключение под стражу, домашний арест, залог и др.), для чего следователь, дознаватель возбуждает соответствующее ходатайство.
Уголовно-процессуальное право
Категория «процессуальное принуждение» в уголовном судопроизводстве генетически связана с категориями государственного принуждения и государственной власти. Ведь любое воздействие на субъект права со стороны государства должно основываться на нормах той или иной отрасли права.
Сущность государственного принуждения в том, что это вид социального принуждения. Оно возникает только с появлением государства, в котором образуются институты, наделенные публичной властью. Принуждение обнаруживает себя в качестве «основного свойства» государства и права.
При этом чрезмерное наделение государства и судопроизводства свойствами принуждения — признак произвола тоталитарного или авторитарного государства.
Поэтому стремление предоставить обществу средство для цивилизованного разрешения возникающих противоречий и конфликтов должно основываться на принципе «право само не должно быть орудием для бесправия».
Сущность и особенности государственного принуждения как вида социального принуждения состоят в том, что государственное принуждение есть метод правового воздействия на общественные отношения, применяемый в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка и безопасности.
Его содержание заключается в нормативно предусмотренном воздействии, связанном с ограничениями личного, имущественного и организационного характера в отношении лица, совершившего правонарушение, а равно в отношении законопослушного лица, если иным способом, кроме как принудительным, невозможно обеспечить общественный порядок и безопасность.
Принуждение — это всегда внешнее воздействие на внутреннее побуждение человека через его поведение, чтобы заставить субъекта либо совершить действия, либо подчиниться определенным правоограничениям1См.: Масленникова Л.Н.
Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дис…. докт. юрид. наук. М.. 2000. С. 369..
Принуждение, как правило, связано с воздействием на волю человека, содержит ограничение нрав, свобод и интересов субъектов правоотношений.
Государственное принуждение представляет собой систему с входящими в нее элементами.
Первичным элементом таковой является мера государственного принуждения, которая используется как количественная и качественная характеристика.
Под видом государственного принуждения понимается отраслевое деление принудительных мер — административные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и др.
Уголовно-процессуальное принуждение — это вид государственного принуждения, заключающийся в физическом и психическом воздействии, применяемом уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих осуществлению уголовного судопроизводства.
Необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное принуждение — это принуждение лица посредством ограничения его в основных правах. Применение уголовно-процессуального принуждения не означает отсутствия возможности у лица реализовать свои права или что лицо временно их лишается.
Обладая правами, лицо имеет возможность реализовывать их, но с существенным ограничением. Ограничение каких-либо прав в ходе применения уголовно- процессуального принуждения не исключает использования лицом иных принадлежащих ему прав, которые не ограничивались.
Лицо все также является носителем всех прав, свобод и обязанностей, которые присущи ему от рождения и приобретены им в ходе жизни, сохраняется его общий правовой статус.
Под мерами процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве следует понимать предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые уполномоченными на то органами и должностными лицами при наличии оснований и в установленным законом порядке, в отношении установленных законом лиц, для предупреждения или пресечения неправомерных действий, препятствующих расследованию, рассмотрению и разрешению уголовного дела, надлежащему исполнению приговора.
Среди признаков государственного принуждения в сфере уголовного судопроизводства выделяют как общие, характерные и для других отраслей права признаки (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфические особенности (способ правового обеспечения, основания, цели, субъекты применения и пр.).
Принуждение никогда не является самоцелью, а выступает средством, позволяющим направить принуждаемого к правомерному поведению, и в то же время средством охраны и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, общества и государства.
Принуждение в уголовном процессе охватывает все виды воздействия на участников процесса. Уголовно-процессуальное принуждение включает в себя только такое воздействие на участников, которым располагает уголовно-процессуальное право и применяющие его органы государства. При этом важно осознавать, что меры процессуального принуждения не являются мерами уголовного наказания.
Применением мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве наделены исключительно государственные органы и их должностные лица: суд, следователь, дознаватель, орган дознания. За применение процессуального принуждения иными лицами, не имеющими на то право, предусмотрена юридическая ответственность.
Процесс применения любой меры процессуального принуждения проходит несколько стадии:
- выясняются наличие условий и оснований применения меры принуждения;
- на основе сопоставления цели конкретной меры принуждения и сложившейся процессуальной ситуации принимается решение о применении меры принуждения;
- принятое решение приводится в исполнение с соблюдением строго порядка производства;
- составляется документ, фиксирующий факт, ход и результаты правоограничения;
- мера принуждения подлежит изменению (отмене).
При этом смысл понятия «процессуальное принуждение» акцентирует внимание на вспомогательном предназначении, когда данное принуждение призвано создать предпосылки для реализации последующего этапа воздействия на правоотношения путем дальнейшего применения институтов из отраслей материального (уголовного, гражданского) права.
Реализация нормы материального права сопряжена с возможностью уклонения, противодействия и иных ненадлежащих действий субъектов правоотношений.
Для предотвращения и пресечения такого поведения предусмотрены меры, непосредственно связанные с производством по уголовному делу и применяемые для корректировки поведения широкого круга участников, а соответственно имеющие разнообразные целевые установки, правовые основания, способы нормативной регламентации, правовые гарантии.
Меры процессуального принуждения отличаются степенью и характером принуждения. Различие в характере правоограничений и вытекающая из этого дифференциация процессуальных принудительных мер в зависимости от степени ограничения прав принуждаемого субъекта определяются временными, пространственными пределами ведущегося производства по делу и участниками правоприменительной деятельности.
Понятие «степень» понимается как «мера, сравнительная величина чего-нибудь». Термин «характер» (от греч. charakter — отпечаток, признак, отличительная черта) — отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь. Таким образом, меры процессуального принуждения различаются по количественному и качественному содержанию принуждения.
Количество принуждения, ограничивающего свободу передвижения в такой мере пресечения, как заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ), значительно больше (значительнее), чем в подписке о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ).
В то же время каждая из мер процессуального принуждения отличается от других своей направленностью на ограничение какого-либо права (группы прав). В частности, при заключении лица под стражу в первую очередь ограничивается свобода передвижения. Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ) в своей основе является мерой психологического воздействия.
При наложении ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ) применяются правовые ограничения имущественного характера.
Различные степень и характер принуждения существуют в рамках конкретной меры принуждения. Наложение ареста на имущество может заключаться (1) только в запрете распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться имуществом, (2) в изъятии и передаче на хранение другому лицу.
Причем, если запрет на распоряжение имуществом возникает во всех случаях наложения на него ареста, то изъятие происходит не всегда. Следователь, дознаватель ставятся перед выбором: или запретить пользование имуществом, или изъять и передать арестованное имущество на хранение другому лицу.
В последнем случае наложение ареста максимально ограничивает право собственности.
Определяя ту область воздействия, через которую решаются задачи процессуального принуждения, возможно условное разграничение мер принуждения на физические и психические. Но принуждение проявляется как внешнее психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей с причинением правоограничений не только личного и организационного, но и имущественного характера.
В сфере уголовного судопроизводства существуют нормы, содержащие принудительные черты и призванные обеспечивать соблюдение прав и интересов в уголовном процессе посредством достижения своих индивидуальных целей.
В связи с этим меры уголовно-процессуального принуждения можно представить в виде мер защиты, превентивных мер и мер уголовно-процессуальной ответственности.
Такое представление оправданно, так как акцентирует внимание на объект воздействия — личность, его внутренний мир и его действия во внешнем мире.
В разделе IV УПК РФ представлена так называемая трехзвенная система мер процессуального принуждения, включающая:
- задержание подозреваемого:
- меры пресечения:
- иные меры процессуального принуждения.
МЕ́РЫ ПРОЦЕССУА́ЛЬНОГО ПРИНУЖДЕ́НИЯ
Авторы: А. Я. Мыцыков
МЕ́РЫ ПРОЦЕССУА́ЛЬНОГО ПРИНУЖДЕ́НИЯ, предусмотренные законодательством средства воздействия, применяемые для обеспечения надлежащего поведения участников уголовного судопроизводства. М. п. п.
ограничивают конституционные права граждан, поэтому допустимы лишь при наличии установленных законом оснований. От др. мер гос. принуждения М. п. п.
отличаются тем, что применяются только по возбуждённому уголовному делу и носят процессуальный характер; применяются полномочными органами (органы расследования, суд) к подозреваемому, обвиняемому или др.
лицам тогда, когда их ненадлежащее поведение или возможность такого поведения создаёт или может создать препятствия для уголовного судопроизводства.
Меры процессуального принуждения в России
Делятся на 3 группы: задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения.
Задержание подозреваемого – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств, а также др. действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу.
Предельный срок задержания – 48 ч, судьёй может быть продлён не более чем на 72 ч.
Задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, производится при наличии одного из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на него как на совершившего преступление; когда на нём или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если органами следствия в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не могут быть задержаны: Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ), глава представительства или член дипломатич. персонала представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатич.
сношениях, 1961), консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатич. и консульских представительствах иностр. государств на территории СССР, 1966).
За исключением случаев задержания на месте преступления, не подлежат задержанию член Совета Федерации и депутат Гос.
думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счётной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Меры пресечения – уголовно-процессуальные средства воздействия, применяемые в рамках производства по уголовному делу с целью обеспечения надлежащего поведения и предотвращения возможных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого.
Меры пресечения могут быть избраны при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый: скроется от дознания, предварит.
следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица иностр. государству. К обвиняемому или подозреваемому применяется лишь одна из мер пресечения; она может быть изменена по ходу уголовного дела.
Мерами пресечения являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письм. обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или врем.
место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Личное поручительство состоит в письм. обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен. сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруж.
Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или др. заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализир. детского учреждения, в котором он находится, о чём эти лица дают письм. обязательство.
Залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо др. физич. или юридич.
лицом на депозитный счёт органа, избравшего данную меру, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, дознавателю или в суд подозреваемого или обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений.
Вид и размер залога определяются судом, с учётом характера совершённого преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя.
Домашний арест заключается в нахождении подозреваемого, обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении с возложением ограничений и/или запретов (могут касаться выхода за пределы жилого помещения, общения с определёнными лицами, отправки и получения почтово-телеграфных отправлений, использования средств связи и сети Интернет) и осуществления за ним контроля.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок св.
2 лет, при невозможности применения иной, более мягкой меры. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактич. обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение.
Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона. В исключит.
случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварит. расследования или от суда. К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (в исключит. случаях – в совершении преступления ср. тяжести).
Иные меры принуждения – меры, применяемые к любым участникам процесса в целях обеспечения установленного порядка уголовного судопроизводства, а также надлежащего исполнения приговора. К иным М. п. п. закон относит: обязательство о явке, привод, врем. отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.
Из иных М. п. п. только к подозреваемому или обвиняемому применяются врем.
отстранение от должности, наложение ареста на имущество; к свидетелю, потерпевшему и иным участникам – денежное взыскание; к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и иным участникам процесса – обязательство о явке, привод. Для врем.
отстранения от должности, наложения ареста на имущество, денежного взыскания необходимо судебное решение, для обязательства о явке и привода – решение дознавателя или следователя.
Меры процессуального принуждения в зарубежных странах
Являются обеспечительными мерами и подлежат строгой регламентации. В праве большинства европ. стран не проводится чёткого разграничения мер пресечения и иных М. п. п. Напр., в английском праве не разграничивается полицейский арест (задержание) и предварит.
заключение под стражу. Однако практически все М. п. п., затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем. Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой.
Первоначальная продолжительность его не должна превышать 24 ч. Но по делам о «серьёзных арестных преступлениях» (убийствах, изнасилованиях и т. п.) старший полицейский чиновник вправе продлить арест до 36 ч.
Дальнейшее продление допускается лишь по решению суда – вначале до 72, а затем ещё раз – до 96 ч. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция должна сформулировать обвинение либо освободить задержанного. На этапе предварит.
расследования наиболее распространённой мерой является арест. Это долговременная мера (от 70 до 112 дней), которая осуществляется на основании судебного приказа. В английском законодательстве известны институты залога и поручительства.
Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определённой суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства.
В Германии М. п. п. обеспечивают расследование, рассмотрение судом уголовного дела и исполнение приговора. Меры пресечения среди этих мер специально не выделяются. Соответственно не всегда чётко проводится грань между задержанием и заключением под стражу.
Применение мер уголовно-процессуального принуждения означает вторжение в сферу прав граждан, охраняемых конституцией, поэтому только судья вправе решать вопрос о допустимости и продолжительности ареста.
Задержанный не позднее следующего дня должен быть доставлен к судье для допроса.
Если судья считает задержание неоправданным или считает, что отпали основания задержания, то он предписывает освобождение задержанного, в противном случае по ходатайству прокурора или по собств. инициативе издаёт приказ об аресте.
Арест не применяется, когда он несоразмерен значению дела или ожидаемому наказанию.
Арест может быть заменён: возложением обязанности являться по вызову в суд или органы уголовного преследования, не покидать без их разрешения место жительства; возможностью покидать место жительства только под наблюдением определённых лиц; запретом поддержания связи с др. обвиняемыми, свидетелями, экспертами. Явка обвиняемого может быть обеспечена внесением залога, поручительства. Законом предусмотрены и др. принудит. меры, напр. врем. лишение водительских прав, врем. запрет на профессию.
В законодательстве США термины «меры пресечения» и «М. п. п.» не употребляются.
Согласно правилам уголовного процесса к лицам, попавшим в его сферу, применяется выдача ордера на арест лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что им совершено преступление.
Вместо ордера по просьбе прокурора (атторнея) может быть издана повестка о вызове в суд.
Залог либо освобождение из-под стражи под личное обязательство применяется в тех случаях, когда обвиняемый или преступление, им совершённое, не представляет большой обществ. опасности; когда представлены гарантии, что обвиняемый не скроется от следствия, и когда отсутствует вероятность продолжения преступной деятельности или противодействия расследованию и суду.
Меня зовут Виктор, и я специалист в области административного права. Я обладаю богатым опытом работы в государственных структурах, где занимался регулированием сложных юридических вопросов и обеспечением соблюдения законодательства. Я также активно занимаюсь научной деятельностью, публикую статьи и участвую в юридических конференциях. В блоге «Администрация» я буду делиться своими знаниями и опытом, предлагая читателям глубокий анализ актуальных вопросов административного права и советы по навигации в сложных правовых ситуациях. Добро пожаловать и буду рад ответить на ваши вопросы!