Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Как известно, закон устанавливает неприкосновенность российских судей. В чем она проявляется? Существует ли возможность привлечь судью к уголовной или любой другой ответственности? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Кто такие судьи?

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала.

Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам.

Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда – не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Кто может стать судьей?

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией «магистр». У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда – возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.

Требования к судье

Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность.

Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают.

В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Какие еще требования выдвигает Федеральный закон?

  1. Работник суда должен исполнять свои обязанности так, чтобы не умалять авторитет судебной ветви власти.
  2. Судья обязан грамотно разрешать конфликты интересов.

При этом судья не вправе:

  • замещать любые другие должности на государственной службе;
  • принадлежать к движениям или партиям политического типа;
  • публично выражать свое отношение к той или иной политической партии;
  • заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме судейской;
  • разглашать информацию ограниченного доступа.

Представляется ли возможным привлечение к уголовной ответственности судей за нарушение вышеперечисленных требований? Закон говорит, что нет. Это относится, скорее, к ответственности дисциплинарного типа, о которой будет рассказано далее.

О неприкосновенности

Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей.

Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество – все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Если судом не установлено злоупотребление судьей своими полномочиями, то за любое вынесенное решение, за любое высказанное мнение судья не может быть привлечен к ответственности. Подобное правило также внесено в закон.

Влияет ли как-то статус неприкосновенности на привлечение судей к уголовной ответственности? Согласно законопроекту, не влияет никак.

Порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции – с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Стоит отметить, что в 2010 году из закона была исключена формулировка, согласно которой привлечение к уголовной ответственности судей Верховного Суда или же судей, работающих в инстанциях общей юрисдикции, происходило путем предоставления Конституционному Суду заявления от квалификационной судебной коллегии.

Практика привлечения судей к уголовной ответственности

Решение о производстве уголовного дела в отношении того или иного судебного работника должно поступить в десятидневный срок. Как уже было сказано, принятием подобного решения занимается Конституционный Суд и соответствующая квалификационная коллегия.

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Бывают случаи, когда в ходе расследования уголовного дела изменяется сам состав преступления, из-за которого положение судьи могло было ухудшиться. В этой ситуации возбуждается новое уголовное дело (в соответствии с положениями статьи 16 ФЗ «О статусе судей»).

Работник судебной инстанции подлежит немедленному освобождению после проверки его личности в государственном органе. Решение же о заключении обвиняемого под стражу принимается судебной коллегией, в которую входят три работника Верховного Суда РФ. Ходатайство подается руководителем Следственного Комитета РФ.

Статья 16 гласит также о порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых по заявлению о привлечении судьи к уголовной ответственности. Проводятся эти мероприятия по решению все той же судебной коллегии из трех судей Верховного Суда.

Дисциплинарная ответственность

Статистика привлечения судей к уголовной ответственности показывает, что случаи возбуждения дел уголовного типа являются не такими уж и частыми. Гораздо чаще работники судов подвергаются ответственности куда меньшей – например, дисциплинарного типа. За что на судебных представителей может быть возложено дисциплинарное взыскание?

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Закон гласит о совершении малозначительного проступка. Наказаниями здесь могут выступать:

  • предупреждения;
  • замечания;
  • устное порицание;
  • прекращение полномочий судьи в досрочном порядке.

Каким образом происходит отставка судьи от должности? Об этом будет рассказано далее.

Отставка судьи

Отставку судьи от занимаемой должности регулирует статья 15 ФЗ «О статусе судей». Отставка судьи проявляется в виде почетного ухода с поста, как правило, по собственному желанию. Судье гарантируется личная неприкосновенность и почетная принадлежность к судейскому сообществу.

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Ушедшему в отставку работнику суда гарантируется выходное пособие и компенсации на приобретение документов проездного типа. Пенсия ушедшему в отставку работнику выплачивается на общих основаниях. Стаж работы для пенсии не должен составлять менее 20 лет.

Стоит также отметить, что привлечение к уголовной ответственности судей (Верховного суда, Конституционного или любого другого), либо выявление нарушений, допущенных до ухода в отставку, свидетельствуют о прекращении отставки. Решение принимается квалификационной коллегией по бывшему месту работы судьи. За судьей, отставка которого прекращается, остается пенсионное обеспечение, но исчезают льготы и пособия.

О прекращении полномочий судьи

Отдельно стоит рассказать про процесс прекращения судейских полномочий. В каких случаях он возбуждается? Вот что гласит закон:

  • прекращение российского гражданства или приобретение гражданства иностранного;
  • заявление о прекращении полномочий самого судьи;
  • неспособность трудиться на своем посту по состоянию здоровья;
  • достижение пенсионного возраста;
  • нарушение судьей или членами его семьи определенных запретов, закрепляемых в законе (например, о невозможности открывать вклады за пределами страны).

Все эти моменты свидетельствуют о скором прекращении служебных полномочий того или иного судебного работника.

Как привлечь судью к уголовной ответственности, куда жаловаться на действия судьи в России

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Привлечение судей к уголовной ответственности не миф, а реальность. Как же привлечь судью к уголовной ответственности? Все люди могут совершать ошибки. Ошибка не влечёт легитимность, а влечёт предубеждённость, падение авторитета у народа, неверие власть держащим, отрицание установленных императивов. Вершители достоверной картины случившегося занимают специфичное положение, отражённое в Конституции,законах. Должная честь храмам достижения правды, слугам истинности выражена карой человека, проявившего неуважение (административный штраф до 200 тыс. рублей, исправительные, обязательные работы, арест).

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Характеристика должностного лица

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Во исполнение более точной характеристики положения хранителя справедливости следует вспомнить формулу трёх «Н» (независимость, несменяемость, неприкосновенность).

Особенности статуса судьи:

  1. Строгое табу вмешательства любого гражданина при установлении неподдельности(карательные меры за вторжение в работу жреца праведности – ст. 294 УК).
  2. Особый режим приостановки, завершения полномочий.Приостанавливается, прекращается деятельность стража истинности по усмотрению квалификационной коллегии (ККС).
  3. Прерогатива подачи в отставку (уйти на заслуженный отдых с почётом. Остаётся членом сообщества, выплачивается пенсия или 80% от ежемесячной зарплаты, сохраняются социальные гарантии – транспортные билеты, обретение выходного пособия).
  4. Неприкосновенность (выступает проявлением и гарантией независимости).

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Неприкасаемость является не личной привилегией, а сбережением публичных интересов при отправлении правосудия. Наделяя слуг отстаивания нарушенных привилегий значительной компетенцией, страна обязана предоставить границы обороны (защищенность персоны, жилья, транспортных средств, тайна переписки, разговоров, прочее).

Систему органов сообщества (формируются ради выражения интересов членов сообщества).

Материальное, социальное обеспечение (должностной оклад, доплаты за квалификацию, учёную степень, звание «Заслуженного юриста Российской Федерации», оплата дорожных билетов во время отпуска, обеспечение жильём, денежная компенсация при найме жилья, места в дошкольных учреждениях, школах для детей, санаторно-курортное лечение для семьи).

Свобода, неприкосновенность являются залогом самостоятельности. Существует возможность ношения, хранения служебного оружия, что позволит обеспечить личную безопасность.

Несменяемость стража закона (без согласия его нельзя перевести нести службу в другом храме истинности). Но это вовсе не означает бессрочности пребывания в должности. Руководствуясь установленными правилами, работа блюстителя закона может прекратиться, приостановиться.

Центумвиры обладают возвышенным положением, обеспеченным нормами действующего права. Независимы, неподотчетны.

Требования и ограничения

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФРаботнику фемиды необходимо соблюдать принцип легитимности. То есть, неукоснительно соблюдать Конституцию, прописанные указы, а мировые судьи – ещё Устав субъекта, его законы, вести образ жизни, не противоречащий действующим нормам.

Необходимо избегать личной заинтересованности разрешаемых дел, а если подобный интерес возник, то нужно сразу предупредить, поскольку постановление не будет объективным. Заступник права одного из синедрионов города Липецка постановил сентенцию по делу о взыскании долга.

Гражданка Петрова написала обращение о возврате денежных средствот гражданина Ляпунова − 25 тыс. рублей.Однако расписки у неё не оказалось. В качестве доказательства предоставила аудиозапись телефонного разговора, где Ляпунов признаёт долг и оговаривает срок возврата.

Данное доказательство не сыграло роли. Сформулировано заключение, не признающее виновность инкриминируемого. Позднее выяснилось, Ляпунов являлся одноклассником, близким другом судьи.

Апелляционным порядком Петрова добилась отмены решения. Защитника справедливости уличили в принятии взятки от обвиняемого, привлекли к отчёту за собственные действия.

Обвиняемогоприговорили к четырём годам лишения свободы.

Судьям запрещено:

  • Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФзанимать отдельные специальности, кроме преподавательской, выступать третейским судьёй;
  • принадлежать к политической партии, финансировать инициативность партий;
  • заниматься предпринимательством;
  • владеть счетамичужестранных банков;
  • публично высказывать мнение по рассматриваемому делу.

Статус блюстителей правопорядка подразумевает обозначенные требования к профессиональным качествам, морально-этическому облику личности. Равным образом существуют отчётливые ограничения жрецов юстиции, о каковых претенденту на должность лучше ознакомиться заранее.

Основания привлечения к наказанию

Расплата за предприятие преступлений двухаспектна. Позитивная означает имплементацию слугой справедливости всех предписаний. Негативная наступает при нарушении им запретных норм.

Выполнение служителем юстиции преступного злодеяния при воплощении профессиональной деятельности вызывает общественный резонанс, является наиболее опасным для социума, поскольку наделены долгом сохранять, восстанавливать права и свободы людей, а не нарушать их.

Уголовная ответственность судей назначается за следующие преступления:

  1. Получение взятки.
  2. Халатность. Ярким примером послужит несоблюдение сроков удовлетворения ходатайства осуждённого. Сидоров был осуждён за изготовление и хранение дезоморфина без цели сбыта. После нескольких месяцев отбывания им наказания деяние было декриминализовано. Сидоров подал ходатайство согласно юрисдикции. Однако результат на его ходатайство пришёл спустя четыре месяца. Из-за халатности вершителя правды индивид провёл за решёткой лишние четыре месяца.
  3. Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФВынесение умышленно нелегального решения. Под председательством Петренко А.Е. рассматривалось дело в отношении Нечаева Е.Н. в осуществлении мошенничества. Согласно обвинению, осуждён на пять лет тюремного заключения, с взысканием с него 500 тыс. рублей в пользу потерпевшего Аскалова К.Б. Постфактум рассмотрения материалов дела Петренко потребовал за обвинительный приговор две тысячи долларов США с истца. Тот отказался. Тогда хранитель фемиды в обход федерального законодательства принял заранее неосновательное определение о прекращении исполнительного производства по делу, имущество обвиняемого было снято с торгов. Аскалов подал иск на Петренко, выиграл процесс.

Наиболее частые беззакония центумвиров при реализацииобязанностей – коррупция, халатное отношение к должностным инструкциям, вынесение подлинно голословных заключения, определения.

Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности

УПК России выражает процедуру возникновения репрессалий блюстителей императивов по криминальным делам. Центумвиры относятся к группе персон, касательно которых предусмотрен особый регламент производства по преступным делам (ст. 447 УПК РФ).

Вердикт о начале следствия выносится:

  1. Касательно судьи Конституционного суда – председателем СК (Следственного комитета) с допущения Конституционного суда.
  2. Верховного Суда, субъектов России, федерального арбитражного, военного судов – тем же субъектомс позволения Высшей квалификационной коллегии.
  3. Иных судей – тем же лицомс дозволения квалификационной комиссии.

Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Намерение о начале криминального гонения жрецов фемиды принимается в согласовании того или иного органа с Председателем СК.

Стражи справедливости, схваченные по опасению сотворения ими деликта, исключая пойманных на месте преступления (убийство, задержание с ножом рядом с трупом), по времени узнавания личности должны быть отпущены мгновенно.

Другими словами, этих людейзадерживают с целью установления личности, протокол задержания на них нельзя оформить.

По окончании предварительного исследования тяжба направляется всуд. Принимается вердикт по делу.

В случае избрания вида пресечения − заточения в тюрьму, об организации обыскивания ККС или Конституционный суд принимают и направляют в течение пяти суток вслед за извлечением резолюции суда и представления председателя СК аргументированное постановление о даче согласия на проведение санкций в отношении обвиняемого.

За дисциплинарный проступок долженствует негативный результат. Проступки бывают разными по характеру наносимого урона и подразумевают разные меры наказания (замечание, предупреждение, досрочное прекращение деятельности).

Пример: несоблюдение стражем достоверности трудового расписания может привести к явствующему исходу. П. позволял себе уходить на обед часом раньше, приходить позже, каждую пятницу устраивал себе короткий день – работал до одиннадцати утра, затем уходил на выходные, все в совокупности приводило к проволочке рассмотрения дел. Итогом стало досрочное прекращение компетенции.

Порядок привлечения судьи к уголовной ответственности

Неприкосновенность судов в нашей стране – это правило, которое закреплено в разных статьях и законах. Основополагающие определения закреплены в статье 122 Конституции РФ:

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

А также нам о неприкосновенности говорят статья 16 ФЗ № 3132-1, статья 16 1-ФКЗ. Неприкосновенность в первую очередь означает личную неприкосновенность, а также подразумевает независимость в принятии решений. Даже после ухода с должности по закону их нельзя привлечь к ответственности за принятые решения.

Есть несколько типов правовых семейств:

  • англосаксонская;
  • романо-германская;
  • скандинавская и т.п.

По типу этих семейств различают судебные системы. Судебная система Великобритании – прецедентная. Это означает, что следует при принятии решений опираться на судебный прецедент. Особенно это распространено в уголовном процессе.

А в России – романо-германская семья. Судебное решение по уголовным и иным делам основывается только на всестороннем исследовании обстоятельств.

Можно ли судью привлечь к уголовной ответственности? Да, привлечение возможно, но с соблюдением особенного порядка и процедур. Судья несет ответственность:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • уголовную.

Как привлечь судью: основания и порядок

Привлечение судьи к уголовной ответственности и иной представляет собой сложный порядок действий, для которых должно иметься веское основание. Даже после отставки на них распространяется неприкосновенность – статья 15 ФЗ N 3132-1.

Вид ответственности Основания
Дисциплинарная ответственность Основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности могут выступать:

  • несоблюдение установленных законом запретов в статье 3 ФЗ N 3132-1, например, судья занимается бизнесом;
  • существенное нарушение судейской этики;
  • совершение поступка, порочащего честь судьи.

В качестве меры наказания допускается досрочное прекращение полномочий, если проступок серьезный.

Уголовная ответственность Привлечение судьи к уголовной ответственности возможно только по вступившему в силу приговору суда. Подробный порядок мы рассмотрим ниже.
Административная ответственность Привлечь по административной ответственности допускается только по решению соответствующей коллегии судей. Сотрудники правоохранительных органов следуют четкому регламенту:

  • составляют рапорт;
  • направляют в органы прокуратуры;
  • Генеральный прокурор инициирует процесс привлечения – подает представление в соответствующую коллегию.

Если судья замечен в состоянии алкогольного опьянения на машине, то его необходимо отстранить от управления автомобилем.

Важно! Личный досмотр не допускается, исключение – в целях соблюдения безопасности в установленных федеральным законом случаях.

Обжалование решений по уголовным делам

Как мы выяснили ранее, привлечь за решения по общему правилу закон запрещает. Решения обжалуются в установленном законом порядке.

Подают апелляционные, кассационные жалобы на решения по уголовному делу. Статья 389.1 УПК РФ устанавливает такое право для всех участников процесса.

В надзорной инстанции рассматривают вступившие в законную силу решения по уголовным делам – статья. 412.1 УПК РФ.

Образец заявления Образец апелляционной жалобы на приговор мирового судьи по уголовному делу Привлечение судей к уголовной ответственности в УК РФ

Обжалование решений в гражданском производстве

С судьей во время рассмотрения дела по существу не принято спорить. Споры и прения допускаются только между сторонами. И в гражданских вопросах также все решения допускается обжаловать в установленном законом порядке в вышестоящие судебные инстанции. Очень часто обжалуют алименты и судебные приказы.

Пример

Анатолий получил судебный приказ о взыскании задолженности. Но он знал хорошо законы и успел подать возражение в течение 10 дней в тот же суд. Теперь его дело рассматривается в обычном исковом производстве. А у Анатолия появилась возможность предъявлять свои доказательства и защищать свои права.

Порядок привлечения судей к ответственности

Если в отношении судьи возбуждается уголовное дело, то его полномочия приостанавливаются – статья 13 ФЗ № 3132-1. Если его задержали по подозрению в преступлении, но при самом задержании статус не определялся, то полагается немедленное освобождение.

Веским основанием для инициирования уголовного расследования и привлечения к ответственности считается убийство, когда удалось застать на месте преступления. А привлекает в любом случае суд. Рассмотрим стадии этой особенной процедуры.

Действия и меры Условия
Возбуждение уголовного производства
  • Мотивированным решением Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегией в течение 10 дней с момента внесения представления.
  • Отказ можно обжаловать.
Избрание меры пресечения
  • В отношении судьи КС РФ, ВС РФ, кассационной, апелляционной инстанции общей юрисдикции, иных судебных инстанций, кроме мировых принимается решение коллегией из трех судей ВС.
  • В отношении иных (например, мировых) решение принимается коллегией соответствующих судебных инстанций республик, областей и т.п.
  • Ходатайство подается Председателем Следственного комитета РФ.
Заключение под стражу С согласия КС РФ или соответствующей коллегии.
Принятие решения о заключении Не позднее 5 дней с момента поступления представления.
Оперативно – розыскные мероприятия На основании вердикта коллегии ВС РФ или коллегии из трех судей по субъектам (по аналогии с избранием меры пресечения). После возбуждения уголовного судопроизводства все мероприятия проводятся по правилам статей УПК и Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Приговор Если установлена и доказана вина, то выносится приговор, по которому наступает уголовная ответственность. Закон допускает обжалование приговора.

И все это действует в отношении уголовного судопроизводства. Напоминаем, несправедливость вердиктов и постановлений не является основанием для инициации уголовного преследования, если только не имелась личная заинтересованность, которая вызвана необходимостью скрыть свои преступные деяния. Но в таком случае привлечение уже будет по уголовному делу, с соблюдением вышеуказанного порядка.

Важно! Позиция Пленума ВС РФ по вопросам ошибок следующая: считается, что даже дисциплинарные меры нельзя применить за ошибку, допущенную при рассмотрении.

Что происходит на практике

Уголовная ответственность судей в РФ в теории и на практике сильно отличается: фактическое привлечение — это очень редкие ситуации, практически единичные. Сколько мы слышали сообщений в СМИ о том, что в областях и республиках процветает кумовство, где все правоохранительные органы тесно связаны, и ни о какой независимости речи не идет.

  • Даже будучи уличенными публично в деяниях, порочащих честь судейской мантии, никаких дисциплинарных последствий не наступало.
  • И все уголовные приговоры в отношении граждан по большей части носят именно обвинительный характер, что влияет на общую атмосферу в жизни страны.
  • Особенно чувствуется несправедливость, когда одни слои населения достаточно просто привлечь к ответственности, а другие привлечь не удается десятилетиями.

Судебная практика: привлечение по статье о мошенничестве

Дело №АПЛ20-128. В отношении арбитражного судьи Саратовской области возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ.

До этого раскрыты несколько преступлений по статье о мошенничестве В ходе проверки были получены основательные данные, указывающие на причастность к указанному преступлению судьи.

Взяточничество также имело место: он брал деньги под видом взяток для других в целях урегулирования вопросов на суде, но оставлял их себе.

Кулахметов Ш.Б получил денежные средства в сумме 4 миллионов рублей под видом дальнейшей их передачи в качестве взятки в Арбитражный суд.

Положительным решением Высшей Квалификационной Коллегией процедура возбуждения дела инициирована. Судья обратился с административным иском об отмене в ВС РФ. Но его жалоба оставлена без удовлетворения.

Частые вопросы

Как привлечь судью к уголовной ответственности? +

Гражданин никак самостоятельно это сделать не может. Но для этого существует органы прокуратуры и следственного комитета. Можно написать обращение в эти органы с просьбой провести расследование.

Куда пожаловаться на судью? +

Жалобы направляются в Высшую квалификационную коллегию (далее — ВККС) или в соответствующую коллегию суда региона, где расположен суд, соблюдая правила компетенции: арбитражные суды, суды общей юрисдикции.

Можно ли привлечь прокурора? +

Привлечение прокурора также имеет особый порядок. Согласно закону о прокуратуре компетенция проверки по факту правонарушения принадлежит исключительно органам прокуратуры. А по сообщению о преступлении – Следственному Комитету. Согласно порядку, на период расследования по делу прокурора отстраняют от службы.

Кто может арестовать судью? +

Если имеется мотивированное решение ВККС, что нужно привлечь к ответственности, то меры пресечения избираются в соответствии с этим решением по алгоритму, указанному выше в статье.

Заключение эксперта

Резюмируя вышеизложенные обстоятельства, стоит сделать следующие выводы. Судья может привлекаться к уголовной ответственности, но сам порядок носит особый характер, который определяется строго в соответствии с законом.   Привлечение допускается по административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

Пленум ВС изменил порядок привлечения судей к ответственности — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Теперь только ВККС будет решать, можно ли завести уголовное дело на судью. Кроме того, Высшая квалифколлегия сможет менять наказание для тех судей, кто нарушил судейскую этику или допустил волокиту. Пленум ВС Тайна переписки, зарплата и дом: Пленум ВС защитил конституционные права граждан

Секретарь Пленума ВС, глава Совета судей Виктор Момотов напомнил: в отношении судей действует особый порядок возбуждения уголовных дел. Решение о возбуждении уголовного дела принимает председатель СКР, но для этого ему нужно получить согласие ВККС – или ККС в случаях, когда речь идет о судье районного, городского, межрайонного суда или о мировом судье. 

Решение региональной квалифколлегии может быть обжаловано в ВККС. А после использования внесудебной процедуры обжалования судья вправе оспаривать решение в судах. Как пояснил Момотов, процедура обжалования таких решений имеет более длительный характер, чем аналогичный для судей более высокого уровня.

В целях оптимизации этих процедур, обеспечения их оперативности, а также повышения гарантий независимости судей предлагается передать в компетенцию ВККС рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного, городского, межрайонного суда, мирового судьи либо на привлечение их в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.

Еще одна новелла – расширение полномочий ВККС в процедуре рассмотрения жалоб на решения региональных квалифколлегий о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. «Сейчас ВККС не может изменить вид дисциплинарной ответственности на более мягкий: приходится отменять решение полностью в случае несоразмерности ответственности», – пояснил Момотов. 

Законодательство Президент подписал закон о новом наказании для судей

В связи с этим Пленум ВС предложил дать ВККС возможность изменять вид дисциплинарной ответственности, к которой привлекают судей. «Реализация этого предложения наряду с расширением видов дисциплинарных взысканий позволит более адекватно реагировать на те или иные дисциплинарные проступки судьи и принимать справедливые решения», – подчеркнул глава Совета Судей.

Законопроект о новом порядке привлечения судей к уголовной и дисциплинарной ответственности получил единогласное одобрение Пленума Верховного суда и будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Законопроект «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Теоретические и практические аспекты привлечения судей к уголовной ответственности

В законодательстве Российской Федерации можно выделить особенности производства по уголовным делам в отношении особых категорий лиц.

Причем данные особенности могут касаться как досудебного производства, так и ведение дела в судебном процессе. Об этом гласит глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [5].

Кроме того, в ней закреплены и дополнительные юридические и процессуальные гарантии этих лиц, предоставленные им законодателем.

Все эти меры необходимы, прежде всего, для обеспечения защиты и охраны прав данных категорий лиц от какого-либо нарушения. Но, это также, обеспечивает невозможность какого-либо вмешательства в осуществляемую ими деятельность, оказания на неё влияния или давления, что особенно важно в деятельности по осуществлению правосудия.

Но, несмотря на эти положения, необходимо помнить и о том, что лицо, занимающее определенное должностное положение в обществе не должно полагать, что его действия, которые не соответствуют требованиям закона, останутся безнаказанными. Нельзя порождать произвол и в судебной деятельности тоже.

Так, незаконное привлечение к уголовной ответственности является существенным нарушением прав и свобод человека и гражданина, нарушает его жизненный строй, накладывает на него и его семью негативный отпечаток, заставляет этих лиц испытывать моральные страдания.

Поэтому законом должна быть предусмотрена особая процедура привлечения к ответственности и лиц, относящихся к лицам, обладающими определенными гарантиями и правовым статусом.

  • В статье 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [5] указаны категории лиц, которые обладают указанными юридическими гарантиями и особым правовым статусом. К таковым лицам можно отнести и судей:
  • —        Конституционного Суда Российской Федерации;
  • —        федеральных судов общей юрисдикции или федеральных арбитражных судов;

—        мировых или уставного суда субъекта Российской Федерации [7, c. 75–79].

Кроме судей к таким лицам следует относить и присяжных заседателей, но только на момент их участия в судебном процессе по конкретному делу.

Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на строго установленную правовую базу привлечения судей к уголовной ответственности, на практике, реализация данной возможности практически не осуществима, в силу сложности процедуру и процесса доказывания неправомерных и незаконных действия судей. Так же у многих правоведов, как теоретиков, так и практиков на основании данной проблемы возникает большое количество вопросов по её разрешению.

  1. Некоторые трудности при осуществлении процедур по привлечению судей к уголовной ответственности создает и обязательность принимать во внимание положения законодательных актов, содержащих условия и меры защиты данной категории лиц от необоснованного обвинения. К таким законодательным актам относятся следующие:
  2. —        Конституция Российской Федерации [1];
  3. —        Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [3];
  4. —        Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2];
  5. —        Закон «О статусе судей в Российской Федерации» [6];
  6. —        Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» [4].
  7. На основании положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [5] установлено, что производство по делам данной категории происходит по общим правилам, если законом не установлено иное.
  8. Говоря о процедуре привлечения судей к уголовной ответственности, нельзя не отметить, что она, конечно же, начинается с возбуждения уголовного дела и проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий.
  9. Так вот, чтобы получить провести такого рода мероприятия в отношении судей, то необходимо получить решение об этом, либо судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации, либо судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, в зависимости от вида судебного органа.
  10. Но, несмотря на указанную выше первую трудность при реализации процедуры привлечения судей к уголовной ответственности, самой сложной её частью является возбуждение уголовного дела в отношении судьи и привлечения его в качестве обвиняемого.
  11. Данное решение может быть принято:
  12. —        Руководителем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
  13. —        Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
  14. —        Квалификационной коллегии судей в зависимости от вида суда и звена судебной системы.
  15. Указанное решение должно содержать в себе мотивы принятого решения с указанием норм закона, которые подтверждают представленные доводы.

Как известно, что положительный результат при производстве предварительного расследования по уголовным делам напрямую зависит от быстроты обнаружения и фиксации доказательств по делу. В случае же, когда обвиняемым по делу является судья говорить о быстроте получения доказательств нельзя.

Ведь для начала необходимо получить разрешение на проведение этих действий, соблюсти все требования закона, перепроверить возможности необоснованного обвинения. То есть фактически, получить достоверные и полные доказательства в рассматриваемом нами случае практически невозможно.

Это реально создает угрозу существования в российском правосудии лиц, которые могут безнаказанно нарушать нормы закона.

  • Что касается задержания судей, то законодатель для судей федеральных судов и мировых судей предусматривает возможность их задержания лишь в случаях, когда они были застигнуты на месте совершения преступления, либо сразу после окончания его совершения.
  • Если все же удалось возбудить уголовное дело в отношении судьи, то дальнейшие следственные действия проводятся по общим правилам, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации [5].
  • Указанное правило не касается порядка заключения судьи под стражу. Данная мера пресечения в отношении судьи может быть избрана на основании решения:
  • —        судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по ходатайству Руководителя Следственного комитета Российской Федерации в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда;

—        судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Руководителя Следственного комитета Российской Федерации в отношении судьи иного суда [8, c. 508–511].

Как видно, процедура привлечения судей к уголовной ответственности достаточно сложна и занимает большое количество времени. Все это способствует избежанию ответственности со стороны лиц, которые сами осуществляют правосудие.

Трудности, которые связаны с возбуждением уголовного дела и проведением следственных и иных мероприятий чаще всего приводит к утере весомых доказательств по делу, сокрытию информации и свидетелей.

Конечно, все это в итоге влияет и на результаты рассмотрения таких уголовных дел в суде.

Очень мало приговоров, которые были вынесены по итогам рассмотрения данных категорий дел. Если вы обратитесь к судебной практике, то вы практически не найдете такие судебные акты.

Хотелось бы надеяться, что их отсутствие связано с тем, что судьи в Российской Федерации ответственно подходят к исполнению своих обязанностей, чтят закон и права и свобода граждан, осуществляя правосудие опираются лишь на закон и свои личные убеждения.

Конечно, несмотря ни на что, следует упрощать процедуру привлечения судей к уголовной ответственности. Хотя они и являются носителями особого статуса, но это не лишает их обязанности следовать предписаниям закона и осуществлять защиту и охрану прав и свобод граждан Российской Федерации.

Хотелось бы верить, что со временем законодатель сможет создать такие условия, при которых будет существовать баланс между возможностью более простого метода применения ответственности к судьям и в тоже время, исключение причинения ущерба правам тех судей, которые добросовестно осуществляют свою деятельность.

Литература:

Уточнен порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Федеральный закон от 03.07.2019 N 160-ФЗ
«О внесении изменений в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Уточнен порядок привлечения судей к уголовной ответственности

Устанавливается, в частности, что рассмотрение вопросов о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи районного суда, мирового судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу относится к компетенции Высшей квалификационной коллегии судей РФ (ранее указанные полномочия относились к компетенции квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ).

Федеральный закон от 03.07.2019 N 163-ФЗ
«О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 17 и 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

  • Установлен единый порядок привлечения к уголовной ответственности судей федеральных судов
  • Устанавливается, что возбуждение уголовного дела в отношении судьи федерального суда или привлечение его в качестве обвиняемого возможно только по решению Председателя СК России с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
  • Также определено, что Высшая квалификационная коллегия судей вправе по результатам рассмотрения жалобы на решение квалификационных коллегий судей субъекта РФ о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности изменить вид дисциплинарного взыскания, если придет к выводу о том, что дисциплинарное взыскание, наложенное на судью квалификационной коллегией субъекта РФ, явно несоразмерно тяжести совершенного дисциплинарного проступка.
  • Проект Федерального закона N 745075-7
    «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Правительством РФ предложены правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения нового вида государственной службы в органах принудительного исполнения

Согласно законопроекту, органы принудительного исполнения РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, его территориальные органы и их подразделения. Служба в органах принудительного исполнения — вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в данных органах, в случаях и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ.

Законопроектом устанавливаются основные права и обязанности, а также ограничения и запреты, связанные со службой в органах принудительного исполнения, требования к служебному поведению сотрудников, вводится такое понятие, как «контракт», определяются стороны, содержание, формы и сроки действия контракта, а также порядок его заключения; детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в органы принудительного исполнения, перевода на другую должность или изменения существенных условий контракта сотрудника. Также устанавливается исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения.

Регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха сотрудников, определяются продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня, а также обеспечивается единый подход к установлению продолжительности отпусков на службе в органах принудительного исполнения. Продолжительность отпуска ставится в зависимость от выслуги лет и от условий прохождения службы.

  1. Пенсионное обеспечение судебных приставов и членов их семей предлагается осуществлять в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
  2. Соответствующие поправки предлагаются к внесению в Федеральные законы «О судебных приставах», «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
  3. По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит создать условия для привлечения на работу в ФССП России высококвалифицированных, опытных специалистов, серьезно мотивировать должностных лиц к качественному исполнению возложенных на них полномочий.
  4. Источник:

http://www.consultant.ru