Как согласовать проведение и оплату дополнительных строительных работ

Ситуация

Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком (цена в договоре стройподряда неизменная).

Примечание
Дополнительные работы при неизменной цене — работы, которые не предусмотрены проектной документацией (далее — ПД), разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком ПД на основании двустороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком ПД (ч. 1 п. 12 Положения о формировании неизменной цены).

 Последствия

В этом случае подрядчик лишается права требовать оплаты дополнительных работ как суммы задолженности по договору стройподряда и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет, что в интересах заказчика действовать нужно было немедленно, например, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 3, 4 ст. 698 ГК).

При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик обязан (п. 3 ст. 698 ГК; абз. 17 п. 26, 46 Правил № 1450):

1) сообщить заказчику, что в ходе строительства обнаружены неучтенные в ПД работы и это влечет необходимость выполнения дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства;

2) дождаться ответа заказчика в течение 10 календарных дней;

3) приостановить работы, если в течение 10 календарных дней (при условии, что договором стройподряда не предусмотрен иной срок) заказчик не предоставил ответа о своем согласии либо несогласии проводить дополнительные работы. В этом случае убытки, вызванные простоем, подрядчик вправе отнести на заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет, что необходимость выполнения дополнительных работ отсутствовала.

Когда заказчик согласен с проведением дополнительных работ, необходимо:

— подписать двусторонний акт между заказчиком и разработчиком ПД, чтобы разработчик подтвердил необходимость выполнения таких работ, в котором целесообразно указать причину возникновения дополнительных работ, их вид, объемы и сметную стоимость (далее — акт на дополнительные работы).

Стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, которая определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом утверждаемого Минэкономики прогнозного индекса цен в строительстве месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика, в соответствии с законодательством о закупках (ч.

1, 2 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

— составить смету, которая готовится разработчиком ПД на основании акта на дополнительные работы, если компенсация увеличения стоимости работ производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты и других статей в пределах стоимости строительства в целом (далее — резервные средства строительства) (ч. 1 п. 38 Инструкции № 51);

— отразить в графике производства работ отдельной строкой стоимость дополнительных работ (ч. 3 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

— подписать дополнительное соглашение к договору стройподряда, поскольку фактический объем работ и их стоимость меняются (п. 71 Правил № 1450);

— внести изменения в ПД.

Здесь отметим, что подрядчик вправе требовать пересмотра сметы в соответствии со ст. 420 ГК, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.

В этом случае, а также если исчерпаны резервные средства строительства, ПД должна быть изменена разработчиком по предложению заказчика путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «-«, и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «+». После внесения изменений ПД подлежит повторному утверждению (п. 3 ст. 699 ГК; абз. 7 п. 28 Правил № 1450; ч. 2, 3 п. 38 Инструкции № 51). Вместе с тем суды констатируют, что праву подрядчика требовать пересмотра сметы законодательство не противопоставляет обязанность заказчика ее изменять.

Дополнительные работы по 44-ФЗ: оформление и сложности

Из этой статьи вы узнаете:

  • Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ
  • Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ
  • Что делать, если без дополнительных работ не выполнить основные
  • Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения
  • Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ

Допустимы ли дополнительные работы по 44-ФЗ? Такой вопрос часто задают подрядчики, оказавшиеся в непростой ситуации: контракт заключен, работы начались, но выяснилось, что нужно сделать еще ряд мероприятий, которые контрактом и сметой не предусмотрены.

И их беспокойство можно понять – от оплаты работ зависит благополучие подрядчика, а в описанной ситуации неясно, будет ли произведена оплата заказчиком или нет. В нашей статье мы разберем случаи возникновения дополнительных работ и приведем решения судов по спорам, связанным с данной проблемой.

Правовое регулирование дополнительных работ по 44-ФЗ

Все взаимоотношения контрагентов в рамках государственного контракта жестко регулируются законодательством. В том числе в соответствии с п. 2 ст. 767 Гражданского кодекса РФ внести корректировки в уже заключенный договор допускается в строго ограниченных случаях, как при наличии соглашения сторон, так и по инициативе одной из них.

Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливается невозможность изменения его положений и цены в течение всего срока действия договора. Немногочисленные исключения из этого правила приводятся в ст. 95 вышеуказанного закона:

  1. Возникла необходимость в дополнительных объемах работ по 44-ФЗ, при этом договорная цена будет превышена не более чем на 10 %. Инициатива по увеличению объемов поставки должна исходить от заказчика, а в конкурсной документации и в самом тексте контракта необходимо предусмотреть такую возможность. Если в контракте прописана стоимость единицы объекта закупки, то стороны могут рассчитать на основании этих данных новую цену пропорционально необходимому увеличению объема поставки при наличии соглашения относительно дополнительных работ по контракту.
  2. Цена закупки зависит от регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, величина которых изменилась.
  3. Действующий долгосрочный контракт, заключенный на период свыше 3 лет, может быть изменен постановлением соответствующей государственной структуры, нужды которой он обеспечивает (Правительства Российской Федерации / правительства области / администрации муниципального образования). Данное основание применяется очень редко.

В статье 95 44-ФЗ приведены случаи, когда возможно откорректировать правила сотрудничества, составив дополнительное соглашение. Прежде всего необходимо изучить данные положения закона, и если ваш случай там обозначен, нужно добиваться от заказчика оформления дополнительного соглашения.

Когда вы видите необходимость в дополнительных работах по контракту по 44-ФЗ, но обстоятельства не описаны в вышеуказанной статье либо заказчик не хочет подписывать дополнительное соглашение, то вы не сможете получить оплату за выполненную сверх договора поставку. Тогда лучше отказаться от лишней работы или сделать ее бонусом государству.

Более того, заказчик даже может подписать дополнительное соглашение. Но если его обстоятельства не укладываются в рамки закона, то вполне вероятно, что работа оплачена не будет. Причем даже через суд добиться денег не получится.

Оформление дополнительного соглашения по 44-ФЗ

Если стороны пришли к пониманию необходимости дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ, то требуется составить соответствующий документ. Это должно быть письменно соглашение, оформленное с соблюдением всех норм, которые касались основного контракта.

То есть если сделка требует регистрации в государственных органах или нотариального удостоверения, то и дополнительное соглашение должно пройти все эти этапы, и лишь тогда оно будет иметь юридическую силу. Иначе документ окажется незаконным, а новые условия недействительными.

Если регламент закупки требует разместить информацию о ней в публичном доступе – в СМИ, на специализированных ресурсах и пр., – либо направить оповещения определенному кругу лиц, то такой алгоритм должен быть соблюден и при оформлении дополнительного соглашения. То есть понадобится публикация этого документа в СМИ и на веб-площадках или рассылка уведомлений.

Действие новых положений начинается с того момента, когда подписано дополнительное соглашение. Но стороны могут предусмотреть и другую дату, с которой вступают в силу изменения. В этом случае данное обстоятельство указывается в тексте соглашения.

Случается и так, что стороны вынуждены выйти за рамки договора и какое-то время работать на других условиях. Тогда дополнительное соглашение оформляется задним числом, а в его тексте необходимо указать, что новые положения касаются возникших ранее отношений контрагентов. При такой схеме важно, чтобы документ был составлен без нарушения закона и не ущемлял права одной из сторон.

Что делать, если без дополнительных работ по 44-ФЗ не выполнить основные

Подрядчик может попасть в очень сложную ситуацию, когда возникает необходимость в дополнительных работах по 44-ФЗ, без которых нельзя осуществить поставку или добиться определенной контрактом цели. Но заказчик отказывается от подписания дополнительного соглашения, либо оно противоречит нормам закона.

Как быть в таком случае? Необходимо действовать в соответствии со ст. 743 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано следующее: исполнитель обязан поставить в известность заказчика о том, что во время строительства выявилась потребность в дополнительных работах, не указанных в технической документации. А это, в свою очередь, повлечет увеличение сметы.

Если же заказчик не реагирует на данное сообщение на протяжении 10 дней (договором или законом может быть предусмотрен и другой срок), то работы по строительству останавливаются, а возникшие из-за простоя убытки подрядчика перекладываются на заказчика. Последний не обязан их возмещать только в том случае, если ему удастся доказать, что не было никакой потребности выполнять дополнительные работы сверх установленных контрактом по 44-ФЗ.

Как только исполнитель обнаружил, что необходимо увеличить объем поставки, он должен в минимальные сроки поставить об этом в известность заказчика.

Для чего составляется письменное уведомление и вручается под подпись уполномоченному должностному лицу. При отсутствии возможности передать документ лично направляется заказная телеграмма по указанному в контракте адресу заказчика.

Телеграмма должна сопровождаться уведомлением о вручении, в котором зафиксировано ее содержание.

Такая схема лишит заказчика возможности просто проигнорировать информацию о необходимости выполнения дополнительных работ. А подрядчик будет иметь доказательство, что он принял все возможные меры в данной ситуации и оснований для применения к нему санкций не будет, то есть ему не грозит занесение в Реестр недобросовестных поставщиков из-за срыва сроков работ.

Следует иметь в виду, что ставить в известность заказчика о необходимости в дополнительных работах надо не только в рамках государственного контракта, но и при любых других договорах строительного подряда.

Но в госзаказах закон более жестко регулирует права и обязанности сторон, нежели отношения между коммерческими структурами. Поэтому даже если подрядчик уведомит заказчика о необходимости произвести дополнительные работы по контракту по 44-ФЗ, это хоть и укрепит позиции исполнителя, но не будет полной гарантией отсутствия проблем в дальнейшем.

Все дело в том, что в данной ситуации вступают в противоречие две правовые нормы. С одной стороны, ст. 743 Гражданского кодекса РФ требует от исполнителя прекратить работы, а с другой – закон 44-ФЗ обязывает его непременно выполнить свои обязательства в рамках госконтракта по установленной в нем неизменной цене.

Подобные коллизии становятся предметом разбирательств в арбитражных судах. Так, в пользу подрядчика было вынесено решение в Постановлении Восемнадцатого Апелляционного Арбитражного суда № 18АП-4029/2015 от 08 июня 2015 года (дело № А47-9211/2014).

Суть его заключалась в том, что заказчик должен будет компенсировать расходы на производство дополнительных работ сверх предусмотренных контрактом в том случае, если исполнитель докажет, что данные работы нужны для достижения цели, ради которой и заключался договор.

Более того, желаемый результат, предусмотренный контрактом, не может быть получен без этих дополнительных работ.

То есть подрядчику необходимо иметь убедительные основания того, что невозможно добиться результата, согласованного при заключении контракта, без увеличения объема работ. Потребуется доказать свою позицию документально.

Любая компания, желающая взять на себя государственный подряд, еще до подписания контракта должна внимательно изучить всю техническую документацию и ознакомиться с нюансами предстоящей работы. Нужно сделать все, чтобы исключить в дальнейшем необходимость выполнения дополнительных работ по контракту по 44-ФЗ.

Случаи, когда дополнительные работы служат поводом к взысканию необоснованного обогащения

В сфере госзаказов случаются и такие ситуации, когда подрядчик еще до начала либо в ходе строительства видит, что реальный объем работ для достижения результата должен быть заведомо больше, чем предусмотрено контрактом. Например, общий метраж квартир, возводимых в соответствии с условиями подряда, оказывается больше, чем указано в договоре.

Исполнитель понес дополнительные затраты и требует от заказчика их возмещения. Поскольку контракт заключался именно с целью строительства указанных квартир, заказчик их обязан принять, несмотря на то что площади оказались больше.

Важно! Заказчик передает подрядчику техническое задание, в котором описаны параметры объекта закупки и прочие требования, в частности площадь квартир.

Если контрактом предусмотрено, что его цена не подлежит изменению, то исполнитель не имеет права требовать дополнительной оплаты за увеличение площадей.

Стоит отметить, что стороны могут заранее обсудить возможные нюансы и предусмотреть их в тексте контракта, от этого и будет зависеть исход подобной ситуации.

В любом случае все работы подрядчику следует выполнять только после того, как подписан контракт с заказчиком государственного или муниципального уровня.

Не надо нарушать закон 44-ФЗ и приступать к работам до надлежащего оформления документов в надежде, что потом удастся взыскать оплату через суд по причине неосновательного обогащения.

Судебная практика по таким делам свидетельствует о том, что чаще всего иски не удовлетворяются, а заказчики и подрядчики признаются недобросовестными.

Еще одна сложная ситуация, когда нельзя заключить государственный или муниципальный контракт и при этом соблюсти закон 44-ФЗ, но работы должны быть выполнены обязательно, потому что они необходимы и относятся к социально-значимым. Либо потребность в срочных работах или поставке товара в пользу государственного или муниципального заказчика возникает вследствие форс-мажора, аварийной ситуации.

Рассмотрение таких дел также попадает в суд, так как оплата за выполненную работу взыскивается постфактум при отсутствии подписанного по нормам закона 44-ФЗ контракта. Обычно такие иски удовлетворяются в пользу подрядчиков.

Ответственность за проведение дополнительных работ, нарушающих 44-ФЗ

Дополнительные объемы работы по 44-ФЗ квалифицируются как изменение условий контракта. За это к заказчику и подрядчику могут применяться административные санкции по ст. 7.32 «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Изменением условий контракта является в том числе увеличение стоимости объекта поставки. Если это запрещено законом 44-ФЗ, то виновные будут оштрафованы в соответствии с ч. 4 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

  • должностные лица на сумму 20 тыс. руб.;
  • юридические лица на сумму 200 тыс. руб.

Если при исполнении контракта допущено расходование бюджетных средств из бюджетов любых уровней сверх согласованных сумм либо сокращены объемы поставки товаров и выполненных работ (услуг) для нужд государственных и муниципальных образований, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сумма штрафов для юридических и должностных лиц будет равна двукратному размеру ущерба для бюджета, не важно, будет ли это перерасход средств либо недопоставка товара (услуг, работ).

Резюмируем. Дополнительные работы по 44-ФЗ являются изменением условий контракта и не допускаются указанным законом в большинстве случаев. Если увеличение цены и возможно, то не более 10 % от начальной стоимости. Любые дополнительные работы по госзаказам сверх этого объема (точнее, требование их оплаты) являются нарушением и приводят к административным санкциям.

Как согласовать дополнительные работы с заказчиком

Договор строительного подряда является основной формой оформления заказа работ по строительству или реконструкции зданий и сооружений. Одной из распространенных спорных ситуаций, возникающей между заказчиком и подрядчиком, является согласование и оплата дополнительных работ, ранее не отраженных в смете, прилагаемой к договору.

Чаще всего конфликт  возникает, когда подрядчик не согласовывает дополнительные работы с заказчиком и выполняет их по своей инициативе или же по устному уведомлению заказчика, а затем безуспешно пытается получить за них оплату.

Во избежание судебных разбирательств и недопонимания между сторонами договора подряда нужно внимательно относиться ко всем уведомлениям подрядчика о дополнительных работах, согласовывая их и оформляя в установленном законом и сложившейся практикой порядке.

Когда нужны дополнительные работы подряда, не предусмотренные договором?

Согласно условиям любого договора подряда, все работы должны выполняться в строгом соответствии с утверждённой сметой работ. В большинстве случаев дополнительные работы в рамках договора подряда отнюдь не прихоть подрядчика, желающего заработать дополнительные деньги, а объективная необходимость для качественного выполнения взятых на себя подрядчиком обязательств.

Юридическая поддержка! Помощь юриста WhatsApp +79372234028 сейчас!

юрист онлайн

Пример: Между заказчиком и подрядной организацией заключен договор подряда на реконструкцию крыши нежилого здания.

В ходе работ выяснилось, что снег при текущей конструкции крыши будет скатываться во двор соседнего строения, прямо на парковку, создавая риск повреждения имущества третьих лиц.

Подрядчик уведомил заказчика, что желательно установить на крыши заградительные конструкции, удерживающие снег.

Это – простейший пример, когда нужны дополнительные работы по договору подряда. Часто их объем может составлять до 20-30% от стоимости уже утвержденных работ, но в любом случае, вне зависимости от объема, обязательно требуется их согласование.

Судебная практика толкует положения ст. 743 ГК РФ достаточно подробно, относя к дополнительным работам по договору подряда работы:

  • Без которых невозможно исполнение договора и завершение строительных работ;
  • Которые выполнены подрядчиком, но не были включены в смету, утвержденную при заключении договора;
  • Влекущие превышение стоимости согласованных работ по смете.

Исполнителю стоит быть осторожным при самовольном превышении стоимости работ, поскольку по мнению ВАС, изложенному в обзоре №51 от 24.01.

2000 года, подрядчик не имеет права требовать оплаты за выполненные сверх сметы работы, если он не уведомил заказчика об их необходимости и не прекратил строительство, не дождавшись ответа от заказчика.

Даже если заказчик подписал акт приемки работ впоследствии!

С учетом перечисленных нюансов лучше каждый случай индивидуально рассматривать с опытным юристом по договорной работе.

Как оформить дополнительные работы по договору подряда?

Всякое существенное изменение условий договора подряда должно быть оформлено дополнительным соглашением. Процедуру его заключения можно отразить следующими этапами:

Этап 1. Уведомление второй стороны о дополнительных работах. Подрядчик, руководствуясь ст.

743 ГК РФ, уведомляет заказчика в письменной форме о необходимости произвести дополнительные работы, прилагает техническое обоснование или предварительную смету на их производство.

Альтернативно: заказчик, усмотревший необходимость выполнить дополнительные работы, неучтенные в смете, предлагает подрядчику их выполнить и заключить соответствующее дополнительное соглашение.

Этап 2. Согласование условий. Сторонами составляется смета, согласовывается стоимость работ, проверяется необходимость их проведения. Строгих требований о том, кто должен составлять смету – нет. Заказчик может поручить подрядчику рассчитать стоимость требуемых работ или же сам составить смету дополнительных работ, передав ее на рассмотрение исполнителю договора.

Этап 3. Заключение дополнительного соглашения. Если по условиям достигнут консенсус, стороны заключают дополнительное соглашение к договору подряда, в котором обязательно отражают:

  • Состав и объем дополнительных работ со ссылкой на приложение-смету;
  • Порядок оплаты работ;
  • Сроки их исполнения.
  • Другие существенные для сторон нюансы.

Доп.соглашение оформляется по числу сторон договора.

Этап 4. Оплата дополнительных работ по договору подряда. В зависимости от прописанных в доп.соглашении или положениях основного договора условий, заказчик оплачивает согласованные работы. В порядке аванса или по факту исполнения – зависит от воли сторон и достигнутых соглашений.

Дополнительные работы, не предусмотренные контрактом 44-ФЗ

Строительные подряды, заключаемые в рамках закона 44-ФЗ на конкурсной основе, имеют ряд особенностей по согласованию и подтверждению дополнительных работ.   В целом порядок и процедура их оформления ничего не отличается от общих, изложенных выше правил, с главным исключением:

Дополнительные работы могут быть предусмотрены контрактом в небольшом объеме (не более 10%), что дает возможность сторонам заключить доп.соглашение, руководствуясь пп. «б» пункта 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Если же дополнительные работы превышают 10% от общей суммы контракта, то должна быть проведена отдельная процедура закупки работ отдельным контрактом.

Помощь юриста

Нельзя придумать универсальную инструкцию, которая бы позволила согласовать дополнительные работы в строительном подряде.

Каждый случай – индивидуален, а сама ситуация особенно осложняется, если к работе привлечены субподрядчики или же между заказчиком и подрядчиком возникают разногласия о необходимости работ, порядке их оплаты или же согласовании всех изменений в смету.

Мы поможем согласовать любые дополнительные работы по договору строительного подряда, избавив вас от необходимости в дальнейшем отстаивать свои права в суде.

Квалифицированная помощь опытных юристов позволит решить все возникшие проблемы в кратчайшие сроки и в досудебном порядке.

При необходимости, если достигнуть консенсуса не удалось, обеспечим полную судебную защиту «под ключ» от составления иска до исполнения решения суда.

Юридическая поддержка! Помощь юриста WhatsApp +79372234028 сейчас!

юрист онлайн

Дополнительные работы в строительном подряде

Вопрос №1. О технической документации и смете.

Вопрос №2. Что такое дополнительные работы?

Вопрос №3. Согласование дополнительных работ с заказчиком.

Вопрос №4. Договор подряда с приблизительной (открытой) ценой.

Вопрос №5. Договор подряда с твердой ценой.

Вопрос №6. Дополнительные работы, направленные на устранение недостатков.

  •  Недостатки, связанные с ошибками в проектно-сметной и исходной документации.
  •  Несоответствие аукционной документации привело к увеличению объемов.
  •  Дополнительные работы направлены на устранение недостатков, которые допустили иные лица (например, генподрядчик) при строительстве объекта.

Вопрос №7. Выполнение дополнительных работ, превышение сметной стоимости за счет замены одних материалов на другие.

Вопрос №8. Экономия: хорошо это или плохо? подрядчик сэкономил, и за счет этого выполнены дополнительные работы.

Вопрос №9. Дополнительные работы не согласованы с заказчиком, но приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Вопрос №10. Неосновательное обогащение.

Вопрос №11. Необходимость обоснования выполнения дополнительных работ.

Дополнительные работы по договору строительного подряда.

В процессе рассмотрения споров, возникающих по договору строительного подряда, зачастую основные разногласия между подрядчиком и заказчиком связаны с вопросом об определении цены строительных работ, подлежащей оплате. Данная проблема, несмотря на детальную регламентацию отношений подряда, по-прежнему остается актуальной.

При этом возникают различные вопросы: имеет ли подрядчик право требовать от заказчика оплаты выполненных и принятых заказчиком дополнительных работ, не предусмотренных договором подряда; может ли подрядчик требовать оплаты выполненных дополнительных работ на основании одностороннего акта выполненных работ, от подписания которого заказчик уклоняется, и другие вопросы?

Вопрос №1. О технической документации и смете.

Подрядчик обязан осуществлять работы по строительству объекта в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работы, и сметой, являющейся важным экономическим документом строительства, который определяет цену объекта, поскольку смета учитывает не только стоимость работ, но и стоимость приобретаемого оборудования, материалов, энергоисточников, других затрат. Техническая документация и смета должны соответствовать требованиям нормативных документов, регулирующих строительство, и заключаемому договору строительного подряда. В систему нормативных документов входят Строительные нормы и правила (СНиП) — федеральный документ; ГОСТы в области строительства, своды правил по проектированию, некоторые нормативные документы субъектов РФ. СНиП регламентируют порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений на территории РФ.

Дополнительное соглашение к договору подряда

В российской правоведческой практике дополнительное соглашение к договору подряда не является самостоятельным документом. Его основная задача — узаконить дополнительные нюансы, изменения и условия, оговоренные в основном договоре.

Поэтому согласно главе 28 ГК РФ соглашение должно быть идентично основному документу. Для того, чтобы составить дополнительное соглашение к договору подряда в Москве, обращайтесь к специалистам нашего портала.

По доступной цене они помогут подготовить документ.

Допсоглашение к договору подряда: содержание

Четкого стандартного образца данного документа в законодательстве не существует, его составляют в произвольном порядке. Гл. 27 ГК в полном объеме регулирует все необходимые положения договора подряда. Основываясь на ст.

702 ГК, в соглашение вводятся понятия сторон – «Заказчик» и «Подрядчик». Заказчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Подрядчик же всегда лицо юридическое, нанятое на возмездной основе для выполнения определенных работ.

В дополнительном соглашении к договору подряда обязательно указывают следующие обстоятельства:

  1. Изменившиеся и согласованные обеими сторонами сроки выполнения работ.
  2. Измененную оценочную стоимость выполняемых работ.
  3. Пересмотренный перечень указанных в основном договоре работ или изменение их объема.

ВНИМАНИЕ: при упоминании в дополнительном соглашении изменения стоимости выполняемых работ, обязательно составляется новая, отличная от прилагающийся к основному договору, расчетная смета. Данная смета неотъемлемая часть соглашения.

Дополнительное соглашение к договору подряда: особенности

Одной из важнейших частей любого соглашения являются штрафные санкции или расторжение в случае невыполнения одним из контрагентов выдвинутых условий. Этот пункт наиболее важный, он обязательно должен быть внесен в документ.

Неисполнение заказчиком обязанностей по договору регулируется ст. 719 ГК . Ответственность подрядчика за некачественное выполнение работы регулируется ст. 723.

Дополнительно следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Материалы для работ приобретаются подрядчиком (ст. 704).
  2. Возможности привлечения субподрядчиков (ст. 706).
  3. Порядок оплаты – наличный или безналичный вариант, сумма аванса и т. д. (ст. 711).
  4. Ответственность сторон за сохранность материалов и имущества (ст. 714).
  5. Определение качества выполненных работ (ст. 721).
  6. Порядок действия при поставке некачественного материала или порчи имущества (ст. 716).
  7. Порядок приемки работ заказчиком (ст. 720) и сроки, предназначенные для выявления скрытых дефектов (ст. 724).

ВНИМАНИЕ: законодательство допускает составление не одного, а нескольких дополнительных соглашений. Например, если работы выполняются материалами заказчика, и они поставляются партиями.

Доп.соглашение к договору подряда: порядок подписания

Соглашение к подряду непосредственно связано с основным договором и поэтому в первоначальном документе необходимо указать правильные реквизиты сторон и точные сроки подписания. Есть несколько нюансов, обязательных для соблюдения:

  • Имена и названия предприятий (фирм, организаций) прописывают полностью;
  • Суммы вписывают не только цифрами, но и прописью;
  • Соглашение выполняют в 2-х экземплярах;
  • Важны подписи обеих сторон.

ВНИМАНИЕ: дополнительное соглашение к договору подряда, составленное в одностороннем порядке, никакой юридической силы не имеет.

Документ вступает в действие с момента его подписания.

Доказательства выполнения работ по договору подряда. Что нужно знать подрядчику?

Обычно используется форма КС-2, которая утверждена Госкомстатом от 11 ноября 1999 года. Но акты приемки могут быть составлены и в свободной форме.

Такие акты будут иметь доказательное значение лишь в том случае, если они содержат все необходимые реквизиты и подписи сторон.

Кроме того, документ должен позволять определить, какие виды работ были проведены исполнителем, а также оценить объем этих работ.

В договора подряда стороны могут предусмотреть, что акты приемки, оформленные с допущением тех или иных ошибок, не являются доказательством, а заказчик освобождается от необходимости направления мотивированного отказа от приемки выполненных работ.

Отсутствие актов, их ненадлежащее оформление или нарушение дополнительных требований к таким актам, указанным в договоре, может послужить основанием к отказу в приемки фактически выполненного объем работ и как следствие в оплате работы.

Доказать, что исполнитель выполнил все необходимые работы в полном соответствии с техническим заданием, можно при помощи журнала формы КС-2, которая была утверждена Госкомстатом 30 октября 1997 года (постановление № 71а). Отметки уполномоченных лиц в этом журнале являются доказательством, что работы были исполнены должным образом.

Еще одним документом, позволяющим доказать правоту исполнителя и склонить чашу весов в свою пользу, является рапорт-наряд по форме ЭСМ-4, которая была утверждена Госкомстатом 28 ноября 1997 года № 78. В рапорте должен быть отражен ход применения в работе различных строительных механизмов. Конечно, в рапорте должны быть подписи всех уполномоченных лиц.

Дополнительные документы, фиксирующие объем и/или качество выполняемой работы, могут быть согласованы сторонами в договоре.

«Голая» переписка между сторонами ничего доказать не может. Но как дополнительное доказательство наряду с прочими, достаточно часто используется в суде.

Как доказательство может быть использована как бумажная, так и электронная переписка. Если переписка говорит о том, что между заказчиком и исполнителем во время проведения работ осуществлялось непрерывное взаимодействие, то имеются все шансы на удовлетворение требований подрядчика.

Необходимо отметить, что суды не всегда готовы признать, что у электронной переписки есть какая-либо доказательная сила. В частности, если в сообщении отсутствует электронная подпись, либо в договоре отсутствуют адреса электронной почты сторон, то подрядчику не всегда удастся доказать, что письма были отправлены ему заказчиком.

Исполнитель может предоставить доказательства, что покупал стройматериалы для того, чтобы использовать их для выполнения техзадания. При этом первичные документы могут быть косвенным доказательством, что подтверждается судебной практикой.

Обратите внимание, что чеки и другие документы, подтверждающие покупку материалов никаким образом не могут доказать, что эти стройматериалы были использованы для проведения прописанных в техзадании работ. А это означает необходимость в предоставлении дополнительных доказательств.

Обратите внимание! Платежи, произведенные заказчиком, не могут являться доказательством выполнения работ в требуемом объеме и с должным качеством.

Досудебная экспертиза может быть проведена как самостоятельно, так и при участии заказчика и/или третьих лиц. Предмет исследования: соответствие работ техзаданию, фактический объем работ, их качество, стоимость.

Важно помнить, что экспертное мнение не является абсолютным доказательством собственной правоты, а оценивается судом наряду с другими доказательствами по делу.

Судебная экспертиза для подрядчика, как доказательство, предпочтительнее (ст. 82 АПК РФ). В тоже время, экспертиза не может определить, кто занимался выполнением работ, а также не сможет дать ответ на вопрос, приобретал ли подрядчик строительные материалы.

Экспертиза «дорогое» доказательство, поэтому пользоваться ею стоит лишь в тех случаях, когда того требует ситуация и отсутствуют иные возможности доказывания.

Не простое доказательство и отношение арбитражных судов к свидетелям, в подавляющем большинстве, критическое.

С учетом невозможности доказывания свидетельскими показаниями того, что может быть доказано только письменными доказательствами (ст.162 ГК РФ), свидетельские показания целесообразно использовать точечно для доказывания отдельных деталей правоотношений.

Свидетельские показания с прочими имеющимися фактами по делу, могут доказывать, например, фактическое выполнение работ на объекте; наличие препятствий в выполнении работ или сроки начала или завершения работ или отдельных этапов.

  • Итак, подрядчику нужно быть предельно внимательным при заключении договора подряда, документарном оформлении исполнения договора, подписании актов о приемке выполненных работ.
  • Также необходимо учитывать, что наличие всех необходимых первичных документов еще не является стопроцентной гарантией того, что заказчик не заявит возражений относительно качества работ или их объема.
  • Если проблем избежать все-таки не удалось и вам отказывают в оплате, рекомендуем как можно раньше обратиться за квалифицированными юридическими услугами.

Руководство по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства производственного и гражданского назначения

Руководство по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства производственного и гражданского назначения
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Настоящее «Руководство по подготовке проектной документации для
объектов капитального строительства производственного и гражданского
назначения» направлено на создание единой организационно-технологической
системы подготовки проектной документации, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2], Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [3].

1. Общие положения

Настоящий Стандарт, являясь документом добровольного применения,
устанавливает организационно-технический порядок осуществления работ в
области архитектурно-строительного проектирования, соблюдения технологии
проектирования, предусматривающей необходимую последовательность
выполнения отдельных разделов и видов проектных работ, взаимоувязку
проектных решений, контроль качества работ в процессе проектирования и
согласования.

Соблюдение требований настоящего Стандарта обеспечивает выполнение
требований «Положения о составе разделов проектной документации и
требованиях к их содержанию» утвержденного постановлением Правительства РФ
от 16 февраля 2008 г. № 87. [8].

Документ позволяет каждому проектировщику, являющемуся участником
процесса подготовки проектной документации получить информацию:

  • что включают в себя исходно-разрешительные документы, необходимые для выполнения работ;
  • от кого исходит техническое задание на разработку проектной документации;
  • как устанавливаются сроки выполнения работ;
  • на основании чего рассчитывается стоимость выполнения проектных работ и что такое договорная цена.

Стандарт позволяет каждому участнику процесса подготовки проектной
документации определить свое место в технологической цепочке архитектурно-строительного проектирования по подготовке проектной документации, понять
последовательность и порядок выполнения работ, а именно:

  • от кого он получает задание и кому в свою очередь его выдает;
  • с кем согласовывает свой раздел проекта и какие разделы в свою очередь
    согласовывает сам.
  1. Проектная деятельность является составной частью градостроительной
    деятельности по развитию территорий, в том числе городов и поселений,
    осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного
    зонирования, планировки территорий, инвестиционного, технологического и
    архитектурно-строительного планирования.
  2. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем
    подготовки проектной документации, применительно к объектам капитального
    строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах
    принадлежащего застройщику земельного участка, а так же в случаях проведения
    капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его
    проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и
    безопасности таких объектов.
  3. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую
    материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), и определяющую
    архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов
    капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его
    проведении затрагиваются конструктивные элементы здания или сооружения.
  4. Вернуться наверх

2. Нормативные ссылки

В настоящем «Руководстве по подготовке проектной документации для
объектов капитального строительства производственного и гражданского
назначения» использованы нормативные ссылки на следующие законодательные
акты, стандарты и классификаторы:

  • Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс
    Российской Федерации».